Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » Очерки советской экономической политики в 1965–1989 годах. Том 2 - Николай Александрович Митрохин

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 89 90 91 92 93 94 95 96 97 ... 176
Перейти на страницу:
Второй (Романов) говорил о проблематике «научно-технического прогресса», то есть с учетом его сферы деятельности одобрительно отзывался о горбачевских усилиях в сфере ВПК и намекнул на то, что он как специалист по данному вопросу это одобряет. Третий (Чебриков) отметил важность решения «проблем внутреннего, социального характера» (можно предположить, что торговли и снабжения), что отражало интерес КГБ к данной сфере, возникший в первой половине 1980-х. И, наконец, сам Горбачев изложил порядок своих действий следующим образом — динамизм в экономике, динамизм в демократии и внешней политике. Очевидно, что для него экономика являлась безусловным приоритетом, но он заранее обещал быстрые реформы в этой сфере. Далее в этой главе мы посмотрим, как и что «первый из секретарей ЦК, который хорошо разбирается в экономике» делал в этой области.

«УСКОРЕНИЕ» КАК ПРОГРАММА МИЛИТАРИЗАЦИИ

На первом этапе горбачевской экономической политики, которая начала в полной мере реализовываться с момента назначения 27 сентября 1985 года председателем Совета министров СССР Николая Рыжкова (который уже с 23 апреля был членом Политбюро), главную роль стала играть программа «ускорения», связанного с концепцией «научно-технического прогресса».

Собственно, об «ускорении социально-экономического прогресса» Горбачев заявил на том самом пленуме ЦК КПСС, на котором его выбрали в качестве генсека:

Была уже подчеркнута главная мысль, что ускорение можно обеспечить лишь путем перевода народного хозяйства на рельсы интенсивного развития, выхода в короткие сроки на самые передовые научно-технические позиции, на высший мировой уровень производительности труда. А для этого необходимо настойчиво совершенствовать хозяйственный механизм и всю систему управления.

В связке с экономическими задачами было сказано об усилении внимания к социальной политике, совершенствованию и развитию демократии, формированию общественного сознания[1001].

В целом в экономическом разделе своего выступления на пленуме он повторил все напутствия, которые получил от своих коллег по Политбюро в ходе избрания. Однако, разумеется, для подавляющего большинства слушателей оставалось непонятным, что скрывается за этой привычно позитивной и мобилизующей, но пустой терминологией.

На этот момент у Горбачева было целых четыре плана действий. Один, самый объемный из них, разрабатывался в рамках Комиссии Политбюро по управлению народным хозяйством и был принят в виде записки «Об основных направлениях дальнейшего совершенствования управления». Подробно мы о нем говорили в предыдущей части. Другой план, более локальный и вместе с тем радикальный, разрабатывался отдельной командой, подчиненной исключительно Горбачеву, с осени 1984 года. Третий план, компромиссный, но в значительной степени прогорбачевский по содержанию, был изложен Черненко в его записке в Политбюро в мае 1984 года. И, наконец, о четвертом мы поговорим ниже в разделе, посвященном антиалкогольной кампании.

Пленум по научно-техническому развитию — проработка реформ в экономике

Собственный план реформ Горбачева был делом рук команды, собранной в середине 1984 года официально для разработки документов пленума ЦК КПСС по научно-техническому прогрессу, который должен был обсудить план дальнейшего развития высокотехнологических отраслей.

Идею проведения такого пленума поддерживала большая группа экономистов-реформистов из партийных и государственных институций. К моменту прихода Горбачева к власти она обсуждалась уже почти два десятилетия. Пленум был задуман Брежневым еще в 1968 году, затем планировался на 1972 и 1973 годы, и на нем предлагалось принять решение о преодолении усиливающегося отставания в технологическом развитии от стран Запада[1002]. Однако в связи с прогрессирующей болезнью Брежнева после 1973 года, а также, возможно, в связи с общей успешной внешней и внешнеэкономической политикой, позволившей расширить закупки западных технологий, пленум так и не был проведен.

Тем не менее идея его проведения была жива в кругах высшей бюрократии и высокостатусных экономистов. Так, в августе 1983 года принималось отдельное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», однако, по признанию самого Черненко, никакого эффекта оно не дало[1003]. Требовалась более серьезная накачка партийно-государственного аппарата и выделение больших средств. Об этом речь зашла уже вскоре — в 1984 году. В целом идея ускорения научно-технического прогресса прозвучала в рамках плана экономического развития, представленного Черненко на Политбюро 31 мая 1984 года[1004]. 10 июля 1984 года Черненко направил в Политбюро отдельную записку, посвященную тому же ускорению на основе автоматизации машиностроения и смежных базовых отраслей (металлургии, химии и энергетики), с признанием необходимости проведения в неопределенном будущем пленума по научно-технической политике[1005].

Один из наиболее активных сторонников Михаила Горбачева, упоминавшийся выше Вадим Медведев, был на 1984 год заведующим Отделом науки аппарата ЦК КПСС. В своих мемуарах он подробно описал процесс подготовки пленума[1006].

В начале октября 1984 года Горбачев по своей инициативе пригласил к себе зампреда Совета министров СССР (1980–1986) и председателя ГКНТ Гурия Марчука, вице-президента АН СССР (1978–1996, курировал естественные науки) Евгения Велихова, первого зампреда Госплана Льва Воронина, министров: станкостроительной и инструментальной промышленности (1981–1986) Бориса Бальмонта, электротехнической промышленности (1980–1985) Анатолия Майореца, приборостроения, средств автоматизации и систем управления (1980–1989) Михаила Шкабардню, электронной промышленности (1965–1988) Александра Шокина и самого Вадима Медведева. После этого обсуждения с группой высшего чиновничества, в интересах которой и должен был проводиться пленум, началась его непосредственная подготовка.

Кстати, состав группы показателен в том отношени, что демонстрирует уровень омоложения второго эшелона чиновничества в позднебрежневский период. Практически все участники совещаний (за исключением Шокина) пришли на министерские посты в наиболее передовых отраслях около 1980 года, то есть на «пике застоя»[1007].

«Через месяц», то есть в начале ноября 1984 года, Горбачев провел новое совещание по планированию пленума, на котором раскрыл его цели — модернизация на фоне угрозы отставания в военной сфере. Это были програмные заявления на ближайшие годы, определившие его усилия в этом направлении. Медведев приводит из него краткие, но очевидные цитаты:

«Предстоит сократить отставание в научно-техническом уровне, которое стало сказываться не только в гражданской сфере, но и в военной области». «Нужны не процентики, а прорывы. Иначе придется снижать расходы на оборону и на социальные нужды». «Выводы пленума должны составить каркас будущей пятилетки»[1008].

Тогда же пленум был назначен на 22–24 апреля 1985 года. В рабочую группу по разработке его документов, созданную под руководством Николая Рыжкова, вошли: академик Абел Аганбегян, академик, зампред Госплана Степан Ситарян, заведующий группой консультантов Экономического отдела ЦК КПСС Евгений Смирницкий, консультант Отдела пропаганды ЦК КПСС Борис Владимиров (как мы говорили выше, бывший экономический советник Суслова, затем Андропова), член-корреспондент АН СССР по отделению экономики Александр Анчишкин, помощник Рыжкова Владимир Саваков

1 ... 89 90 91 92 93 94 95 96 97 ... 176
Перейти на страницу: