Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » MITI и японское чудо. Рост промышленной политики, 1925-1975 гг. - Чалмерс Эшби Джонсон

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 111
Перейти на страницу:
придерживался мнения, что если правительство собирается контролировать людей, то оно должно контролировать и капиталистов. Икэда не удалось полностью предотвратить это, но, как отмечает Тидеманн, "в будущем контроль над капиталом будет ужесточен, но Икэда заложил основу для того, чтобы сделать контроль над деловыми кругами самым легким из всех в военной экономике". "В результате этой борьбы Икэда был вынужден покинуть кабинет министров, а в январе 1939 года правительство Иэноэ ушло в отставку в пользу правительства Хиранумы, которое было консервативным, но не обязательно выступало за государственный контроль.

Для того чтобы устранить недостатки системы TMCB, а также для того, чтобы MCI в своей деятельности в большей степени соответствовало тому ошибочному представлению, которое было дано ему генеральным штабом экономики, Мурасэ в начале 1939 года полностью реорганизовал Министерство торговли и промышленности. Несмотря на отсутствие симпатий к контролируемой экономике, реформа Мурасэ, по иронии судьбы, стала самым важным структурным изменением MCI в направлении усиления контроля до создания МИТИ. Маэда Ясуюки утверждает, что вертикальные бюро Мурасэ, организованные по отраслям промышленности, были самым ценным наследием военных лет; а бывший заместитель министра МИТИ Кумагаи Йослифуми (1968-69) считает, что промышленная политика сама по себе является синонимом промышленных бюро; без них министерство не было бы достаточно близко к промышленности, чтобы осуществлять реальное руководство или контроль, и могло бы достичь не более, чем общей экономической политики. В "Истории монетарной политики" МИТИ говорится, что после реформы MCI уже стало министерством боеприпасов, хотя официально оно не получило этого названия еще четыре года".

Мурасэ упразднил Временное бюро координации материалов, Бюро коммерческих дел, Контрольное бюро (преемник Временного бюро промышленной рациональности после 1 мая 1937 года) и несколько других подразделений. Он объединил их функции в одну мощную координирующую и формирующую политику организацию - Бюро общих дел, от которого и произошел современный Секретариат МИТИ. Кроме того, Мурасо взял специализированные секции бюро по промышленным делам и горному делу и объединил их в одну.

В результате не удалось создать внутреннюю структуру МИТИ - все еще требовались Бюро по предпринимательству (созданное в 1942 году), функции КСП и абсолютный контроль над торговлей, - но MCI после 1939 года по форме и ориентации был гораздо ближе к аппарату промышленной политики эпохи быстрого роста, чем MCI с 1925 по 1939 год.

За эти усилия Мурасэ получил от своего политического начальства увольнение. Осенью 1939 года возник ряд проблем, которые привели к серьезной перестановке кадров в MCI. Во-первых, становилось очевидным, что одно лишь мобилизационное планирование материалов не поможет преодолеть промышленные слабости Японии, которые ежедневно обнажались в ходе войны в Китае. Признавая это, новый кабинет 17 января 1939 года принял "Общий план расширения производственного потенциала" (Seisanryoku kakujü keikaku yökô), который был подготовлен в КСП на основе идей, впервые выдвинутых манхтинскими плановиками в 1936 году. Результатом стало подробное четырехлетнее предложение по развитию пятнадцати отраслей промышленности в Японии, Маньчжурии и Китае. Это были сталь, ком1, легкие металлы, цветные металлы, нефть и нефтяные сиб- ституты, сода и промышленные соли, сульфат аммония, целлюлоза, добыча золота (для получения иностранного экс- ланса), станки, подвижной состав, корабли, автомобили, шерсть и электроэнергия. Проблема с планами заключалась в том, как их реализовать: через самоконтроль промышленности, частно-государственное сотрудничество или государственный контроль? Эти вопросы обсуждались на протяжении всего 1939 года и в конечном итоге привели к принятию в 1940 году Новой экономической структуры - части японской версии "Нового порядка".

Во-вторых, начало войны в Европе значительно усложнило импортные договоренности Японии. Чтобы принудить Японию к импорту с еще не захваченных территорий в Восточной Азии, она начала продвигать идею Великой восточноазиатской сфиры процветания; для достижения своей цели она отказалась от прямых переговоров, например, с голландцами в Нет-эрландской Ост-Индии о поставках нефтяных сл ипинентов. Развитие так называемого иенового торгового блока также оказало давление на остальные торговые отношения страны, поскольку японский экспорт в Маньчжурию и Китай больше не приносил иностранной прибыли. Правительство потребовало расширить экспорт в страны с твердой валютой, и цены начали расти, поскольку дефицит усилился. 18 октября 1939 года правительство издало свой знаменитый указ о контроле над ценами, основанный на статье 19 закона о мобилизации, который фиксировал все цены, зарплаты, арендную плату и аналогичные экологические показатели на уровне, существовавшем месяцем ранее - отсюда и прозвище "указ от 18 сентября". Это также привело к появлению черных рынков и черных цен, которые сохранялись на протяжении всей Тихоокеанской войны.

В-третьих, плохо информированная дипломатия Японии привела к неприятному сюрпризу в виде соглашения Молотова-Риббентропа. Поскольку японцы считали себя союзниками Германии против Советской России, такой необъяснимый поворот событий заставил правительство уйти в отставку. За два дня до начала войны в Европе был сформирован новый кабинет. Годо Такуо (1877-1956) - доктор технических наук, бывший вице-адмирал артиллерии, недавний глава сталелитейного завода Шова в Маньчжурии, связанный с Асано дзайбацу узами брака с его дочерью, сторонник средних и мелких предприятий как активный руководитель ассоциации промышленных союзов - стал министром сельского хозяйства и торговли. Годо сначала сказал Мурасэ, что хотел бы, чтобы тот остался на посту заместителя министра, но менее чем через месяц он с позором заявил, что армия потребовала отставки Мурасэ, чтобы привести бача Иисли из Маньчжурии. Проблемы, связанные с затянувшейся войной в Китае, потребность в промышленной экспансии и быстро меняющаяся ситуация в мире привели к тому, что в министерстве и за его пределами поднялся шум по поводу возвращения маньчжуров. Тёё уже занимал пост заместителя министра армии, а Хосино и Мацуока вернулись только в следующем году. Но Киси быстро откликнулся на призыв и 19 октября 1939 года стал вице-министром МКИ.

Киши пришлось действовать осторожно. Он был одним из самых известных бюрократов-перестройщиков, а деловые круги все еще были полны решимости держать MCI под своим контролем. В январе 1940 года, после очередной смены кабинета, деловые круги заменили технократического адмирала Годфо на настоящего бизнесмена Фудзихару Гинъиро; а семь месяцев спустя, когда манклиуровцы действительно начали захватывать второе правительство Иконоэ (Тёдзё - министр армии, Хосино - президент КПБ и Мацуока - министр иностранных дел), деловые круги попросили и получили Иобаяслая Итидзо (1873-195З).

Кобаяси был основателем железнодорожной компании Hanslain Electric Railroad Com- pany (экспресс Осака - Икобе), оперной труппы девочек Такарадзула, театров Такарадзука и Никлигели в Тольё, компании Toro Motion Picturc Company и многих других предприятий. После войны Иле служил в кабинете министров Сиджикии в качестве главу экономического отдела.

Его столкновение с вице-министром было самым большим противостоянием в министерстве

1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 54 ... 111
Перейти на страницу: