Шрифт:
Закладка:
До прихода И4обаяси на сцену Иисли удалось перекроить многие кадровые назначения Мурасэ, хотя он и сохранил свою новую структуру. В декабре 1939 года Киси сделал самый важный кадровый ход: он назначил своего коллегу и "младшего" манкуровца Сиину Эцусабуро директором важнейшего Бюро общих дел. Слиина Амен привлек к работе в бюро самых смелых, амбициозных и ориентированных на контроль умов, которых только смог найти в министерстве. Все они впоследствии стали руководителями промышленной политики в эпоху высоких темпов роста, а большинство из них - заместителями министра MITI. Среди тех, кто работал начальниками секций или офицерами в Бюро общих дел при Слиине, были Ямамото Тала-юки (начальник Секции расширения производства и впоследствии первый заместитель министра МИТИ), Хираи Томисабуро (начальник Секции координации материалов и заместитель министра МИТИ с 1953 по 1955 год), Уэно Итёсликлай (начальник секции в Бюро общих дел после того, как Слиина стал заместителем министра в 1941 году, и заместитель министра МИТИ с 1957 по 1960 год), Тамаки Иэйдзё (также начальник отдела Бюро по общим вопросам в 1941 году и заместитель министра МИТИ в 1952-53 годах), Ёсида Тейдзиро (начальник отдела, когда Сиина был начальником бюро и послевоенным заместителем директора Угольного агентства), Исляра Такэо (заместитель начальника отдела в 1940 году и заместитель министра МИТИ в 1955-1957 годах), Толъунага Хисацугу (чиновник Бюро по общим вопросам при Слиине и заместитель министра МИТИ).
Это было началом линии Икислии-Шиина. После войны, когда Икисли находился в тюрьме, а Шиина был очищен, ее продолжили Тоёда Масатака (первый глава Бюро предприятий в 1942 году и преемник Шиины на посту вице-министра в 1945 году) и Мацуда Тарё (в 1940 году начальник секций во флик-верных бюро, а в 1949 году последний вице-министр МКИ). Мацуда Тарё был ответственным за создание МИТИ.
В июле 1940 года в Японии было неспокойно. Война в Китае затягивалась без конца, союзники начали бойкотировать японские товары, а Гер и Италия предлагали союз (пакт "Оси" был подписан 27 сентября 1940 года). Чтобы справиться с этой ситуацией, трон вновь обратился к принцу И(оноэ, как и ранее, когда другие не смогли восстановить стабильность после мятежа в армии. Самым важным действием Ко-ноэ в области промышленной политики стало спонсирование Новой экономической структуры. Это было масштабное предложение о национализации промышленности, управлении заводами чиновниками и быстром расширении производства. Рюи Слиинтарё (1900-67 гг.), член "мозгового треста" принца Коноэ, Исследовательской ассоциации Сёво, представил первый набросок этой бюрократической схемы реформ. Его книга "Реорганизация экономики" (Nilion keizni rio saiiieiisei) была опубликована в 1939 году в издательстве Chno köi on и была очень широко прочитана. Ее антикапиталистическая и даже марксистская направленность почти не маскировалась, и Рюи избежал запугивания со стороны полиции только благодаря своим связям в элите.
Среди друзей и читателей Рёи были некоторые чиновники КПБ, и они придали его идеям конкретную форму в докладе КПБ от 13 сентября 1940 года, озаглавленном "Общий план создания новой экономической структуры". Его непосредственными авторами были "звездные" бюрократы-перестройщики из Планового совета при кабинете министров, полковник Акинага Цукидзо, Минобэ Ёдзи (который недавно вернулся из Маньчжурии в КПБ, а не в МКИ) и Сал'омидзу Хисацунэ. Они призывали к полунационализации (kök yökc, буквально "сделать государственными") государственных предприятий, созданию органов управления промышленностью, включающих популярный в то время нацистский "принцип руководства" (/iyürri,genri, или Fi'ili etyrinziy), "реформе Торгового кодекса, чтобы отделить владение капиталом на предприятиях от функций управления и установить общественный характер управления промышленностью", и строгим ограничениям на прибыль". Весь доклад был пронизан чувством возмущения тем, что капиталисты продолжают получать прибыль, в то время как идет одна война и явно надвигается еще большая.
Предпринимательское сообщество не смирилось с этим и перешло в наступление на лидеров бизнеса. С одной стороны, бизнесмены обвиняли Рыти Слаинтаро в попустительстве - в то время предпочитали термин "красный" (ma) - и в том, что "мозговой трест" Итоноэ и Кабинет министров также были пронизаны красными, что было близко к утверждению, что само объединение поддерживало большевистскую политику. Представители деловых кругов утверждали, что разделение менеджеров и собственников, а также сведение на нет интересов и избавление от прибылей только усугубят критику, которой подвергалась компания.
Семь частных экономических организаций, возглавляемых Промышленным клубом, направили письменные заявления протеста в кабинет министров. Деловые круги готовы мириться с саморегулированием ради расширения производства и содействия военным действиям, но они не хотят участвовать в экономической стороне Нового порядка. Правительство и деловые круги сцепились по этому вопросу.
В период с 12 сентября по 22 октября 1940 года министр МКИ Икобая-ши находился за пределами страны во главе делегации, в которую входили председатель торговой компании "Мицуи" г-н 1кай Тадалаару и другие бизнесмены, и отправился в Батавию, Нидерландская Ост-Индия, для переговоров о поставках нефти в Японию. Японцы были приглашены крупными нефтяными компаниями с полного ведома их правительств в попытке умиротворить Японию и предотвратить нападение на Н.Э.И., которое в то время казалось неминуемым". Пока Кобаясли не было, премьер-министр Иэноэ приказал каждому министерству разработать планы по внедрению новой экономической структуры. В МКИ за это отвечал Иэиси, который в консультации со своим старым соратником из Маньчжурии, президентом КПП Хослиино, подготовил проект, полностью соответствующий генеральному плану КПП от 13 сентября.
Когда Кобаяси вернулся и увидел предложение Кислого, он осудил Иисли и его план в своей речи в Промышленном клубе, назвав предложение отражением "красного мышления", что было смертельным обвинением в преобладающем политическом климате. Другие вспоминали действия Иеиси во время протеста по поводу снижения зарплаты десятилетием ранее и утверждали, что ложь была "немного красной". * Не в силах парировать эти обвинения, поскольку Ложье выступал за японскую версию национал-социализма, 4 января 1941 года Иеиси подал в отставку.
Л4иши был лишь самой крупной6 жертвой наступления бизнесменов. Начиная с 17 января и до апреля 1941 года, полицейские взяли под стражу около семнадцати гражданских чиновников КПБ и обвинили их в нарушении Закона о сохранении мира. Всех их продержали в тюрьме три