Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » MITI и японское чудо. Рост промышленной политики, 1925-1975 гг. - Чалмерс Эшби Джонсон

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 74 75 76 77 78 79 80 81 82 ... 111
Перейти на страницу:
был пример "планирования", которое, по мнению Ли, подходит только для социалистических стран. Окано покинул правительство, а Хираи перешел в MI II в качестве заместителя министра (с ноября 1953 по ноябрь 1955 года). В течение 1954 года, по мере того как рецессия все усиливалась и усиливалась, идеи плана Окарло вновь появились в разных формах и местах. Ёсида начал терять контроль над Либеральной партией, а выбранный им в качестве преемника Окано Аиклии Кииклии был одновременно старым соратником Лкеды по Министерству финансов (в период роспуска дзайбацу он был директором Банковского бюро) и гораздо более влиятельным политиком, чем был Окано.

6 сентября 1954 года Айкли и другие члены правительства подтолкнули кабинет к принятию "Политики совместного расширения экономики" (ICeizai 1(akudai Sogö Seisalcu Yögö), и это, в свою очередь, предоставило MITI, впоследствии саин инонтли, полномочия на выпуск собственного фон- даментального заявления о стратегии, озаглавленного "Набросок новой межнациональной торгово-промышленной политики" (Shin Tsiisliö Sangyô Seisaku Taikô).' Оба этих документа представляли собой обновленные версии плана Окано. Наконец, в декабре правительство Ёсиды отпало от власти, и премьер-министром стал соперник Ёсиды, Хатояма Итиро. В декабре он вернул Ислибасля Танзана в правительство в качестве министра М1Т1. Дни политического забвения этого министерства закончились; отныне министр M1T1 был одним из самых влиятельных людей в правительстве - его должность была одной из трех необходимых ступеней на пути к самому премьерскому посту (две другие - финансы и иностранные дела).

Хираи свидетельствовал, что Ислибасли внес окончательную теоретическую формулировку, которой не хватало всем предыдущим планировщикам. Исибаси указал, что путь к экспорту - это, конечно, снижение издержек, а путь к этому - расширение производства для достижения экономии от масштаба. Но чтобы расширить производство, японским производителям нужно было больше клиентов. А где их искать? На лидирующем по потенциалу рынке самой Японии. Японский народ страдал от экономических трудностей по меньшей мере два десятилетия; он был готов купить все, что ему предложат, по ценам, которые он мог себе позволить. Идея Ислиибаши заключалась в том, что МИТИ должен стимулировать как экспорт, так и внутренние продажи. Когда возникали проблемы с международным платежным балансом, правительство могло сократить внутреннее производство Fernand и стимулировать экспорт; когда проблемы с оплатой импортного сырья ослабевали, основное внимание должно было уделяться увеличению продаж на внутреннем рынке. Если этого удастся добиться, японские заводы смогут продолжать работать на протяжении всех фаз делового цикла. По словам Хираи, Ислайбаши "объединил продвижение экспорта и высокоскоростной рост в единую теорию".

Идеи Тлисе были очень близки Икеде Хая. Будучи протеже Ёсиды, Икэда не получил должности в кабинетах Хатояны, которые были переходными между старым порядком Ёсиды и новым режимом Либерально-демократической партии; ЛДП была создана 15 ноября 1955 года.

Икеда стал министром финансов и принялся энергично претворять в жизнь идеи Ислибаси. Снизив в декабре 1956 года подоходный налог на 100 миллиардов иен, Икеда вернул деньги в руки потребителей и промышленников так, как это никогда не делалось раньше, и начал положительное стимулирование внутреннего рынка размером с Соединенные Штаты. Как сказал один современный испанский аналитик, "единственные отрасли, в которых мы видим, как рост экспорта вызывает рост производства, а не наоборот, - это транзисторные радиоприемники и, возможно, carnet'ris". Мы не считаем эти отрасли очень надежными, потому что спрос на них, особенно на транзисторы, может насытиться слишком быстро. Увеличение экспорта всех остальных наших товаров было вызвано главным образом расширением производства для внутреннего рынка". "Таким образом, именно благодаря Исибаси и Икеде наконец-то заработала система быстрого роста, подпитываемая как внутренней "потребительской революцией", так и новым подходом к продвижению экспорта.

Заявление МИТИ о политике, принятое в сентябре 1954 года, привело к появлению нескольких новых структур, занимающихся продвижением экспорта. Одной из них стал Высший совет по экспорту (Saikô Yusliutsu I€aigi), состоящий из премьер-министра, министров МФТИ, финансов и сельского хозяйства, управляющего Банком Японии, президента Экспортно-импортного банка и нескольких лидеров бизнеса. Его публичная функция заключалась в установлении целевых показателей экспорта на предстоящий год и обнародовании на самом высоком правительственном уровне необходимости всеми возможными средствами содействовать развитию экспорта. Этот совет на уровне кабинета министров, разумеется, не занимался собственными расчетами целевых показателей. Вместо этого он возложил эту задачу на новое Агентство экономического планирования (переименованное и реорганизованное Агентство экономического обсуждения). Главной задачей EPA стало написание "планов", которые должны были указать правительству и бизнесу цели, которых нация должна стремиться достичь в течение определенного срока. Нет необходимости говорить о том, что новое EPA было так же привязано к MITI, как и его предшественники, хотя в 1960-е годы оно безуспешно пыталось добиться некоторой независимости от своего могущественного покровителя. В таблице 17 приведены первые три долгосрочных плана EPA для экономики в целом.

Еще одним новым институтом стала Японская организация внешней торговли (JETRO), межнациональная служба коммерческой разведки, созданная для решения проблемы, которую Хираи назвал "слепой торговлей". Под "слепой торговлей" он и другие подразумевали, что в середине 1950-х годов японские производители работали, не имея подробной информации о том, что они должны производить для различных зарубежных рынков. Кроме того, им не хватало агентов за рубежом, которые могли бы помочь им следить за изменениями в тарифных ставках и специфике продукции, а также помогать в продвижении и продаже новых японских товаров.

К 1975 году компания управляла 24 торговыми центрами и 54 представительствами в 55 странах.

В 1950-е годы существовало три JETRO. Первая была создана в 1951 году в Осаке по инициативе мэра города Акама Бунзо (кадровый сотрудник МКИ, 1925-47 гг.) и Суги Мичисуке, члена Торгово-промышленной палаты Осаки. Промышленники Янсая и отдельных префектур выделили деньги на эту раннюю организацию, а MIT1 лишь одобрил ее деятельность. В 1954 году M1TI взяла ее под свой контроль, выделила на нее больше национальных средств и значительно расширила ее деятельность. Наконец, в 1958 году, признавая тот факт, что национальное финансирование теперь значительно превышало финансирование префектур, и желая поставить JETRO под контроль министерства, JETRO была преобразована в государственную корпорацию, весь капитал которой поступал от центрального правительства (Japan Extern al Trade Organiza- tion Law, number 95, of April 26, 1958). С 1951 года M1T1 также начала предоставлять ключевые руководящие кадры для JETRO, в частности, ее управляющего директора (с 1951 по 1954 год им был Окабе Кунио, недавно ушедший в отставку директор Управления по развитию торговли МИТИ, а с 1954 по 1965 год - Нагамура Тейити, который закончил карьеру в МИТ1 в должности заместителя министра ЕДА). Практически все сотрудники

1 ... 74 75 76 77 78 79 80 81 82 ... 111
Перейти на страницу: