Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » MITI и японское чудо. Рост промышленной политики, 1925-1975 гг. - Чалмерс Эшби Джонсон

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69 ... 111
Перейти на страницу:
девяти принципов является обязанностью японского правительства, но добавил, что Соединенные Штаты направляют советника для помощи правительству в его усилиях и для наблюдения за его прогрессом. Этим советником стал детройтский банкир и бывший финансовый консультант генерала Люциуса Д. Клея в Германии Джозеф Моррелл Додж (1890-1964).

Додж прибыл в феврале 1949 года и, работая с новым министром финансов Йосл иды, Иида Хаято, заставил правительство написать сбалансированный бюджет. 25 апреля он также установил официальный обменный курс 1 доллар США = 360 иен, который продержался до 1971 года. Под его руководством были созданы Японский экспортно-импортный банк и Японский банк развития, а также принято множество важнейших решений, которые повлияли на экономику Японии на многие годы вперед. Самым важным достижением Доджа стало внезапное, радикальное снижение инфляции путем драконовского сокращения спроса - то, что Маэда назвал "рационализацией через мою занятость". Додж раз и навсегда положил конец дебатам о повышении продукции и контроле над инфляцией, выбрав второе. Его политику уместно сравнить с дефляцией Мацукаты в 1880-х годах и с дефляционной отменой золотого эмбарго Иноуэ Дзюнносукэ в 1930 году. Более того, как дефляция Иноуэ была преодолена военными прибылями от Маньчжурского инцидента, так и дефляция Доджа была преодолена военными прибылями от Корейской войны, начавшейся в 1950 году.

Пока происходили эти великие события, почти незамеченные Доджем и другими чиновниками SCAP, японцы внесли в план стабилизации из девяти пунктов свою собственную реформу, которая, вероятно, оказала такое же сильное влияние на японскую и мировую экономику, как и все меры Доджа. Они упразднили MCI и BOT и объединили их прежние функции в новое министерство под названием Министерство международной торговли и промышленности. Оглядываясь назад, становится ясно, что слияние MCI и BOT - или, точнее, превращение BOT во внутреннее бюро MCI и предоставление ему главного места в системе управления министерством - было блестящей идеей. Но то, что идея принадлежала Сирасу Дзирё, а Ли и Ёсида руководили ее осуществлением, стало причиной нескольких самых тревожных дней, которые люди "линии Киси-Сиина" когда-либо знали в своей бюрократической жизни.

Ёсида и СИ ирасу искренне поддерживали программу SCAP по восстановлению японской международной торговли, но при этом они руководствовались собственными политическими и бюрократическими интересами при продвижении реформы. Как отмечалось ранее, Ёсида испытывал глубокое отвращение к MCI и его тесной связи с контролируемой экономикой военного времени и военными. Сирасу разделял эти взгляды, а кроме того, он хотел очистить BOT от коррупции, которую, по его мнению, обнаружил после вступления в должность директора. Ёсида планировал назначить сотрудников Министерства финансов (под руководством своего протеже Икеды) и своего собственного Министерства иностранных дел на более влиятельные позиции в экономическом управлении по сравнению с MC1, и Ёсида, как и Ши-расу, считал, что доверенные люди из Министерства иностранных дел лучше справятся с продвижением экс-порта, чем бюрократы, занимающиеся промышленной политикой. Таким образом, первоначальная идея Сли-расу заключалась не столько в слиянии BOT и MCI, сколько в том, чтобы поместить укомплектованный BOT в MCI, чтобы перестроить его и держать под контролем.

Руководители MCI знали об этих намерениях Йошиды и Ши-расу и сделали все возможное, чтобы предотвратить худшее. 2 февраля 1949 года они направили сравнительно молодого офицера MCI Нагаяму Токио (выпуск 1935 года) в BOT в качестве начальника торговой секции в Бюро Генел аль Аллайт. К счастью для MCI, это оказалось одним из самых неудачных начинаний ее руководителей. Сирасу развернул Нагаяму и сделал его одним из своих лейтенантов. Затем Нагаяма вернулся в MITI, где его прозвали "императором Нагаямой", и стал первым главой Секретариата MITI (1949-53 гг.) и чиновником, отвечающим за кадровые назначения (случай с "императором Нагаямой" рассматривается далее в главе 6).

Еще одним делом чиновников MCI было написание Закона об учреждении MITI (номер 102, внесен в Сейм 22 апреля 1949 года, принят 24 мая и введен в действие 25 мая). В этом законе MCI попытался приспособиться к новому порядку, добавив префикс "внутренняя национальная торговля" ("isiisñö") к названию каждого из своих политических и промышленных бюро, в результате чего получился ряд странно звучащих названий, таких как Бюро предприятий международной торговли ("Tsiishö IGgyö Kyoku") и т. д. Кроме того, все бюро, занимавшиеся проблемами энергетики, были объединены в одно отдельное внешнее бюро - Агентство по ре- сурсам (Sliigen Chö), чтобы преуменьшить их значение. Агентство ресурсов было упразднено в 1952 году в ходе масштабной реструктуризации MITI, последовавшей за окончанием оккупации, но в 1973 году, когда энергетическая политика вновь стала актуальной, оно было вновь создано как Агентство природных ресурсов и энергетики (Shigen Enerugï Cliö). Все эти внутренние механизмы МИТИ были призваны переориентировать его с МКИ, ориентированного на внутренний контроль и приоритетное производство, на межнациональную торговлю и поощрение экспорта; они также преследовали второстепенную цель - попытаться протащить как можно больше старого МКИ мимо пристального внимания Ширасви и Ёсиды. (Первоначальная внутренняя организация MITI подробно описана в Приложении B).

В начале 1949 года ходили слухи, что Сирасу сам намеревался стать первым заместителем министра MITI. Это был момент истины для старого MCI. Последний заместитель министра, Мацуда Тарфу, взялся лично вести переговоры с Сирасу, чтобы попытаться предотвратить это. Ему удалось достичь компромисса, в результате которого было решено, что Ма-цуда уйдет в отставку, Нагаяма возглавит Секретариат, несмотря на то, что в министерстве есть люди старше его по должности, а директора нового Бюро межнациональной торговли (ITO; старое BOT, возрожденное в рамках MITI) будут назначены из Министерства иностранных дел - в свою очередь, за все это MCI мог назначить одного из своих людей заместителем министра (Мацуда назвал Я-мамото Такай-уки, официоз "линии Киси-Сл ия"). Как выяснилось, четыре последних директора ИТД на самом деле были очень известными дипломатами. Ода Такио, впоследствии посол в Индонезии, служил с декабря 1949 по июнь 1951 года; Усиба Нобухико, впоследствии посол в США (1970-73 гг.), а в 1977 году "министр внешних экономических связей" для урегулирования торгового кризиса между США и Японией.Японский торговый кризис, служил с июня 1951 г. по июль 1954 г.; и Тагаки Осаму, впоследствии посол в Китайской Народной Республике (Тайвань), служил с июля 1954 г. по сентябрь 1956 г. Именно на этом фоне сильной окраски Министерства иностранных дел появился МИТИ, и Ямамото начал пытаться восстановить линию Кислии-Слиина изнутри. Тем не менее, начиная с третьего кабинета Ёсиды в феврале 1949 года и до падения пятидесятого кабинета Ёсиды в сентябре 1954 года, премьер-министр назначал на пост министра МИТИ разных людей, и только двое из них имели

1 ... 61 62 63 64 65 66 67 68 69 ... 111
Перейти на страницу: