Шрифт:
Закладка:
Несмотря на то, что БОТ был прикреплен к MCl, министерство имело на него очень мало влияния. Сотрудники БОТ из MCI сильно уступали в численности сотрудникам Министерства иностранных дел, владевшим английским языком - что было совершенно необходимо, поскольку основной деятельностью БОТ занималась SCAP, - и нуждавшимся в назначениях в период, когда Япония не имела более ранних внешних связей. До апреля 1947 года BOT вел свои внутренние дела через около 78 "полуправительственных" торговых ассоциаций экспортеров и импортеров. Эти ассоциации были прямым послевоенным продолжением старых контрольных ассоциаций, но под новыми названиями; когда SCAP поняла, что происходит, она запретила дальнейшее использование картелей. На смену им пришли четыре полностью государственные корпорации (1'ödan), по одной на никель и промышленные товары, текстиль, сырье и продукты питания (см. Закон о государственных корпорациях внешней торговли, № 58 от 14 апреля 1947 года). Кроме того, BOT контролировал Фонд внешней торговли, в котором были сосредоточены все поступления от американской помощи и иностранные экслибрисы, полученные от экспорта, перечисляются на единый счет для покупки стратегического импорта.
В 1947 и 1948 годах, когда система приоритетного производства действовала в полную силу, ЭСБ определял основную торговую политику и составлял валютный бюджет; БОТ, в свою очередь, вел счета фонда и контролировал кодан, основной капитал которого поставлялся правительством, а оборотный капитал получался за счет кредитов из Фонда внешней торговли БОТ. Кодан фактически закупал товары на экспорт у отечественных производителей и продавал их БОТ, а также получал от БОТ партии импорта SCAP, которые, в свою очередь, продавал потребителям. До апреля 1949 года SCAP и БОТ также субсидировали эти операции, поддерживая обменный курс между долларом и иеной на уровне 1 доллар США = 130 иен для импорта и 1 доллар США = 330 иен (или 500 иен, в зависимости от продукта) для экспорта.° Импорт продавался в Японии по ценам, установленным в соответствии с планами спроса и предложения ESB.
Осенью 1948 года и SCAP, и японцы осознали, что им необходимо внести некоторые фундаментальные изменения в систему производства при- оритетов и в государственные торговые операции BOT. 15 октября 1948 года кабинет Аслаиды подал в отставку - сам премьер-министр был арестован в связи со скандалом в Слиёва Денкё по поводу нецелевого использования средств РФБ - и к власти вернулся Ёсида. Теперь SCAP была полна решимости остановить так называемую инфляцию RFB, в частности, по двум причинам. Во-первых, начиная с июля 1948 года, чтобы увеличить японский импорт и тем самым попытаться восстановить экономику, ПСР начала использовать два новых счета фондов помощи, выделенных США, - так называемые GARIOA и EROA ("Правительственные ассигнования на помощь оккупированным территориям" и "Экономическое восстановление оккупированных территорий") - и она не могла позволить себе видеть, как эти политически сен-ситивные средства будут поглощены инфляционным пожаром. Во-вторых, в декабре 1948 года Вашингтон недвусмысленно приказал SCAP сделать своей главной задачей быстрое достижение экономической самодостаточности Ямайки. Для этого необходимо было увеличить объем торговли, что, в свою очередь, требовало установления фиксированного коммерческого экслибриса для иены, а этого нельзя было добиться, не остановив инфляцию. В мире происходило сближение: началась холодная война, коммунистическое восстание в Китае близилось к завершению, и Соединенные Штаты теперь рассматривали Японию как стратегическую территорию, имеющую критическое значение для их собственного благополучия, а не только как объект для политики политических реформ, выросшей из идеологического противостояния 11-й мировой войны.
С японской стороны группа плановиков из ESB под руководством Ин-аба Хидэдзё разработала пятилетний план экономического переустройства Японии. Он призывал инвестировать в тяжелую и климатическую промышленность как лучший способ увеличить стоимость экспорта и прекратить субсидирование цен. В конечном итоге Ёсида отказался от этого плана, но не потому, что не был согласен с его содержанием (он очень похож на планы, которые МИТИ фактически реализовывал в 1950-е годы), а потому, что считал планирование синонимом социализма". Под влиянием собственной биографии и нескольких ближайших соратников Ёсида считал, что лучшим лекарством для японской экономики будет открытие ее для мировой экономики и дисциплины международного монетарного планирования.
Самым важным из соратников Ёсиды в этот период был Слэйрасу Ирай (р. 1902). Он был выпускником английского Кембриджского университета, Сирасу был зятем Айсукэ И4абаямы, титулованного (графа), получившего американское образование в клане Сацума, тестя Ёсиды, Макино Нобуаки. Макино, в свою очередь, был вторым сыном олигарха Мэйдзи Хкубо Тосимити и, как и Эльсабаяма, тоже окончил американский университет. Ёсида и Сирасу подружились в 1930-х годах в Лондоне, где Ёсида служил японским послом, а Сирасу был управляющим английским отделением корпорации Im- perial Fisheries. Связанные семейным происхождением, образованием и опытом работы за границей, Ёсида и Сирасу продолжили свои отношения и после войны. Ёсида назначил Сирасу сначала заместителем директора бюро по связям с SCAP, а затем заместителем директора ESB в своем первом кабинете. Сирасу также участвовал во многих важных переговорах, в том числе с генералом Уитни по поводу новой конституции и, в качестве консультанта, в переговорах японской делегации на мирной конференции в Сан-Франциско. 1 сентября 1948 года Ёсида назначил Сирасу генеральным директором Торгового совета.
19 декабря, через три недели после того, как Сирасу занял пост в BOT, генерал Макартур передал японскому правительству свой план экономической стабилизации из девяти пунктов. Он предусматривал сбалансированный бюджет, усиление сбора налогов, ограничение займов РФБ, улучшение контроля над внешней торговлей и американской помощью, увеличение производства и ряд других реформ, которые должны были вернуть Японию в межнациональную торговлю, но при этом поставить японский народ в очень жесткие условия, пока экспорт не начнет поступать. Непосредственной целью плана было установление фиксированного обменного курса. Мак-Артур дал понять, что конкретная политика по реализации