Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » Очерки советской экономической политики в 1965–1989 годах. Том 2 - Николай Александрович Митрохин

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ... 176
Перейти на страницу:
делало его безальтернативным лидером в случае ухода Брежнева, даже невзирая на то, что по партийной традиции второй человек в аппарате ЦК КПСС (которым он уже был) и так после смерти или вынужденной отставки лидера становился первым человеком в стране.

Впрочем, пока не стоило сбрасывать со счетов и Леонида Брежнева, который вопреки сложившемуся публично имиджу не только крепко держал руку на пульсе кадровой политики, но и вполне четко осознавал сложившуюся экономическую ситуацию.

В данном разделе мы обо всем этом поговорим подробнее, поскольку этот маневр советской экономической политики на высшем уровне не обсуждался, возможно, еще никем из академических специалистов. В то же время он во многом определил экономическую политику 1980-х.

14 августа 1980 года на заседании Политбюро по представлению Андрея Кириленко первым делом обсуждался вопрос о втором инфаркте Алексея Косыгина. По предложению Брежнева фактическим исполняющим обязанности председателя Совета министров становится и так уже занимающий пост первого зампредсовмина и член Политбюро Николай Тихонов[658].

В то же время резко обостряется обстановка в Польше. Там во многом повторяется новочеркасский сценарий. 1 июля 1980 года политбюро ЦК ПОРП и Совмин ПНР приняли решение о централизованном повышении цен на мясные продукты. Одновременно был введен запрет на мясную торговлю для частных лиц. 8 июля по этому поводу начались забастовки в Люблине, с 15 июля они переросли в массовые демонстрации. 14 августа началась забастровка на судоверфи им. Ленина в Гданьске, которая стала центром протестной активности. 16 августа был создан объединенный забастовочный комитет с представителями других предприятий города. 18 августа к нему присоединились представители оппозиционной и католической интеллигенции, создавшие экспертный совет, который помог привести дело к оформлению. В тот же день забастовка распространилась на предприятия другого крупного приморского города — Щецина. 21 августа из Гданьска была отозвана комиссия под руководством вице-премьера Тадеуша Пыки, который занимал жесткую позицию в отношении бастующих. Затем он был смещен со своего поста. Взамен в тот же день приехала другая комиссия под руководством склонного к компромиссам вице-премьера Мечислава Ягельского. Он занялся составлением соглашений с рабочими, они были оформлены в конце августа. 24 августа был отправлен в отставку председатель Совета министров Эдвард Бабюх и ряд других руководителей страны, на которых возложили ответственность за «непродуманные экономические решения, приведшие к кризису». 6 сентября 1980 года был отстранен от должности первого секретаря ЦК ПОРП Эдвард Герек[659].

В это напряженное время Брежнев проводил свои ежегодные «Крымские встречи». Так неформально именовались его консультации с главами социалистических и (реже) капиталистических стран во время рабочего отдыха в Крыму в августе[660]. Как говорилось в первой части, экономические отношения со странами СЭВ были его третьей личной темой в экономике после ВПК и сельского хозяйства.

22 августа Брежнев по итогам «Крымских встреч» отдал распоряжение в форме «записки» (закрепленное решением Политбюро от 1 сентября) о создании двух комиссий.

Первая комиссия была образована, согласно записке Брежнева, «для перехода от координации и увязки планов к координации и увязке экономических политик, что в конечном счете в будущем выльется в формирование единой экономической политики для СССР и группы социалистических стран…»[661]

Вопрос о ее работе был поставлен масштабно и никак не напоминал брюзжание престарелого маразматика:

Что нам требуется на данном этапе, так это сближение структур хозяйственного механизма; расширение и реконструкция транспортных систем; энергичное введение новых стандартов и нормативов; развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации (то есть зашла речь о подрыве монополии внешней торговли. — Н. М.); выравнивание производственных цен и введение общих принципов ценообразования; создание многонациональных фирм с совместным капиталом и т. п.[662]

Созданная комиссия была партийной по основному составу. Ее возглавил Суслов, членами стали Кириленко, Черненко, секретарь ЦК КПСС по соцстранам Константин Русаков, и только после него в списке комиссии появляются государственные деятели «второго плана» — зампред Совета министров СССР Иван Архипов, Байбаков, постоянный представитель СССР в СЭВ Константин Катушев, а также заведующий отделом ЦК Гостев[663].

Одновременно для «проведения всестороннего анализа состояния экономики, а также для разработки проблем форсированного развития газовой и нефтяной промышленности» была образована преимущественно государственная комиссия во главе с Тихоновым. В ее состав помимо все тех же Байбакова и Катушева вошли с десяток министров нефтегазовых и энергетических министерств. Партийные органы в ней представляли профильный секретарь ЦК Владимир Долгих и (неожиданно) Егор Лигачев[664], тогда всего лишь первый секретарь обкома одного из второстепенных нефтяных регионов — Томской области.

Долгих и заместитель председателя Совмина СССР Вениамин Дымшиц стали руководителями группы по подготовке предложений комиссии, то есть фактически возглавили ее работу. Для помощи обеим группам в аппарате Госплана была создана рабочая группа под руководством бывшего секретаря ЦК КПСС, первого заместителя председателя Госплана СССР (1979–1983) Якова Рябова[665].

На усиление работы на этом направлении — подготовке конкретных предложений по интеграции стран СЭВ — по решению Комиссии Суслова был переброшен молодой и очень успешный министр связи Николай Талызин, который в октябре 1980 года стал заместителем председателя Совмина СССР и одновременно постоянным представителем СССР в СЭВ. Вероятно, его успехи в строительстве современной технической сети телевещания в СССР и проекты со странами СЭВ («Интерспутник») давали основания полагать, что он справится с созданием не только технической, но и идеологической инфраструктуры. Его биограф отмечает:

На новой должности он координировал широкий спектр вопросов развития экономики и народного хозяйства стран — членов СЭВ, взаимодействия отраслей и предприятий, развития прямых хозяйственных связей, создания совместных объединений, конструкторских бюро и лабораторий, сосредоточения совместных усилий по освоению выпуска современных видов машин и оборудования, а также развития взаимовыгодной торговли[666].

То есть Талызин преуспел в выполнении задач, поставленных в записке Брежнева. Помимо этих «штабов» реформирования отношений с соцстранами — а речь по факту шла именно об этом — создавалось 12 рабочих групп во главе с министрами и зампредами Совмина по конкретным проблемам, перечисленным в записке Брежнева и некоторым иным[667]. Обнаруженные документы пока не дают представления о том, что выросло из столь масштабного предприятия, кроме, конечно, карьеры Талызина, Лигачева и ряда других чиновников.

Подробное перечисление всех этих принявших участие в работе комиссий людей не случайно. Оно показывает нам, как формировался высший командный состав в экономике, определявший ее развитие в 1980-е годы. Это помогает понять естественность процесса передачи власти от «поколения Брежнева» будущим «андроповским выдвиженцам» и даже «команде Горбачева», в которую в

1 ... 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ... 176
Перейти на страницу: