Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Военные » «Котёл» Хубе. Проскуровско-Черновицкая операция 1944 года - Алексей Валерьевич Исаев

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 95
Перейти на страницу:
в документах 1-й танковой армии не удалось. По аналогии с Проскуровым и Тарнополем численность собственно гарнизона города можно оценить в 1–2 тыс. человек. Каменец-Подольский находился довольно далеко в тылу, и никакие части с фронта в него отойти, скорее всего, не успели.

Сами условия местности благоприятствовали упорной обороне Каменец-Подольского. Река Смотрич имеет обрывистые берега высотой до 10 м. Турецкий мост на западной окраине города и прилегающая к мосту переправа были минированы и прикрывались огнем танков и артиллерии, в том числе зенитной. В самом городе было много каменных зданий и каменных заборов. Одним словом, при умелой организации обороны он мог стать настоящей крепостью. Значение Каменец-Подольского трудно было на тот момент переоценить — он являлся «воротами» для отхода соединений немецкой 1-й танковой армии как на юг, так и на запад.

Еще один снимок кладбища в Поташе, снимок сделан в промежуток между «Тиграми» с бортовыми номерами 221 и 212. В кадр попали еще два «Тигра», машина слева несет номер 200.

Сообразно ожидавшемуся достаточно сильному сопротивлению строился план штурма города. 29-я гв. мотострелковая бригада (200 активных штыков, пять 76-мм орудий, 13 минометов) должна была форсировать реку Смотрич и атаковать город с запада. 61-я гв. танковая бригада (30 активных штыков, 5 танков 2 СУ-85, одно 76-мм орудие) — наступать за мотострелковой бригадой. 63-й гв. танковой бригаде (60 активных штыков, 8 танков) поручалось танками обеспечить тылы атакующей город группировки, а мотострелками — наступать на юго-западную окраину города. Батальон 16-й мехбригады (98 активных штыков и 12 танков 28-го тп) 6-го мехкорпуса нацеливался на атаку Каменец-Подольского с севера, а 49-я мехбригада (320 активных штыков, 8 орудий, 9 минометов, 8 танков 127-го тп, 17 танков 29-го тп, 12 танков 56-го тп) — в обход города с юга.

Сосредоточение сил для атаки происходило с 12.00 до 17.00 25 марта. Короткий артналет всех огневых средств, в том числе танков, состоялся в 16.50–17.00. Сигналом к общей атаке стал залп «катюш». К 20.00 части 29-й мотострелковой бригады форсировали реку у моста, предотвратили его подрыв и образовали плацдарм. После разминирования моста по нему в город вошли танки 61-й гв. танковой бригады. 49-я мехбригада приданными танками форсировала р. Смотрич южнее Каменец-Подольского вброд и нанесла удар в обход города с юга. Атака была настолько стремительной, что немцы не успели занять подготовленные окопы на окраине города, танки и мотострелки ворвались в город с юга и завязали бой за ж.-д. станцию, которая была полностью очищена от противника к полуночи. Отряд 16-й мехбригады выполнил роль сковывающей группы и вел бой с танками противника на севере города. Уже глубокой ночью, в 4.00 26 марта, 3 танка с ротой мотострелков ударом в тыл сломили оборону противника на этом участке. Потери 6-го гв. мехкорпуса в бою за Каменец-Подольский составили 54 человека убитыми, 160 ранеными и 14 танков подбитыми и сожженными[233].

На этот раз «Тигр» с номером 200 со станции Поташ попал в кадр целиком. Также видно, что с «Тигра» номер 221 демонтирован ленивец и часть опорных катков.

Отдельные очаги сопротивления в Каменец-Подольском уничтожали в ночь с 25 на 26 марта. Пользуясь темнотой, солдаты немецких тыловых служб выходили из города, бросая автомашины, оружие и все имущество. В 9.00 26 марта бои в Каменец-Подольском стихли, и части двух корпусов армии Д.Д. Лелюшенко стали выходить на позиции для обороны города. В ходе боев за город советские войска взяли богатые трофеи: свыше 4 тыс. автомашин, 500 мотоциклов, 40 танков, 4 САУ, 20 орудий, 10 складов с различным имуществом. Вечером 27 марта Москва салютовала освободителям Каменец-Подольского 24 залпами из 224 орудий.

Следует сказать, что на тот момент далеко не все части 4-й танковой армии были собраны в Каменец-Подольском. 62-я гв. танковая бригада 10-го гв. танкового корпуса находилась в Гусятине. 17-я мехбригада 6-го гв. мехкорпуса выдвинулась дальше на юг, к Жванцу. Два батальона 16-й мехбригады занимали оборону к северу от Гусятина.

Заняв Каменец-Подольский, части 4-й танковой армии практически сразу оказались в изоляции почти в 100 км в глубине обороны противника. Попытка продвинуть колонны с горючим и боеприпасами через Скалу успеха не имела, до Каменец-Подольского добрались лишь отдельные машины. Справедливости ради следует сказать, что на 26 марта обеспеченность бригад в городе находилась на приемлемом уровне. Обеспеченность топливом составляла 1–2 заправки, боеприпасов 1,5–2 б/к, хотя по боеприпасам артиллерии ситуация была сложной, так 357-й гв. ИПТАП с 57-мм пушками имел 0,4 б/к, минометный дивизион — один залп М-13[234]. Однако блокирование крупного узла дорог, безусловно, стоило риска боев в изоляции от главных сил фронта.

Глава 10

От обороны к наступлению (3-я гв. ТА, 1-я гв. А)

Из трех танковых армий, задействованных в новом наступлении 1-го Украинского фронта, армия П.С. Рыбалко находилась в наиболее сложном положении. Только что ее бригады отражали контрнаступление противника, а теперь им предстояло «совместно с частями 1-й гв. а уничтожить танковую группу противника в районе Дзелинче, Медведовка, Мочулинцы, Павлюковцы, Чабаны и Водички»[235]. Своеобразие условий перехода в наступление армии П.С. Рыбалко соперничало с положением соседней 4-й танковой армии. Одна из бригад 9-го мехкорпуса (69-я мехбригада) к началу нового наступления еще находилась в окружении. Впрочем, в целом задача ставилась на небольшую глубину, после разгрома танковой группировки противника предполагалось «овладеть Городок, Ярмолинцы, где и перейти к обороне».

Справедливости ради нужно сказать, что немецкая ударная группировка, штурмовавшая Дзелинче «Тиграми» и «Пантерами», уже была демонтирована. III танковый корпус получил задачу на другом направлении, а оставшаяся на этом направлении группировка была уже существенно слабее тех сил, что вели контрнаступление 17–19 марта. Тем не менее 3-й гв. танковой армии досталась явно неблагодарная задача сковывания резервов противника. П.С. Рыбалко решил наносить удар на Дзелинче и Данюки двумя танковыми корпусами в первом эшелоне и механизированным корпусом с отдельной танковой бригадой — во втором эшелоне. Новые наступательные задачи доводились до командиров (до батальона включительно) еще в период оборонительных боев 20 марта. Перегруппировка для наступления производилась ночью. Из состава 7-го гв. танкового корпуса по 10 танков Т-34 было выделено для непосредственной поддержки пехоты 305-й и 121-й стрелковых дивизий. 6-му гв. танковому корпусу был придан 29-й гв. тяжелый танковый полк ИСов.

Необходимость перегруппировки из оборонительных порядков в построение для наступления заставила 1-ю гвардейскую и 3-ю гвардейскую танковую армии начать

1 ... 42 43 44 45 46 47 48 49 50 ... 95
Перейти на страницу: