Шрифт:
Закладка:
Т-34, подбитый на улице галицийского городка. Весна 1944 г.
23 марта, в связи с дальнейшими успехами наступления Катукова, командование фронта начало процесс загона за Днестр не только подвижных соединений, но и стрелковых дивизий. 351-я стрелковая дивизия (4997 человек на 20 марта) передавалась из 60-й армии в 1-ю танковую армию и получила задачу выйти на Днестр в район Нижнюва и Луки. Идея была разумная — усилить корпуса Катукова пехотой для закрепления местности (351-я сд выдвигалась на фланг). Однако одновременно эта пехота исключалась из борьбы на внешнем и внутреннем фронте окружения Хубе.
На четвертый день наступления главной задачей для корпусов армии Катукова стал Днестр. В директиве Г.К. Жукова от 23 марта указывалось, что «с выходом 1-й танковой армии на Днестр группировка противника в районе Городок, Нов. Ушица, Бар окажется в полуокружении, и у него останется только один выход на юг и юго-запад через Каменец-Подольск».
Действительно, р. Днестр с обрывистыми берегами могла стать серьезным препятствием даже при занятии ее рубежа слабыми силами противника. Бригады армии Катукова разошлись веером сразу к нескольким переправам. Ближайшая из них находилась у Усьцечко, к ней 1-я гв. танковая бригада и 21-я мехбригада начали продвижение в 7.00 от станции Ворволинцы. Практически сразу высланный вперед передовой отряд натолкнулся на циклопическую колонну автомашин. Как указывалось в ЖБД 1-й гв. танковой армии: «На большой скорости отряд обогнал колонну с фланга и, захватив переправу, перерезал путь колонне. В результате свыше 1000 автомашин противника (тылы тд «Адольф Гитлер», 7 тд, отходящей из района Проскуров на запад) захвачены и частично уничтожены»[214].
Немецкие солдаты, только что успешно выдернувшие свой грузовик из непролазной грязи.
Советские танки уже в 10.00 вышли в район Усьцечко и в 12.00 форсировали р. Днестр. Переправа шла танками вброд и пехотой на подручных средствах, поскольку мост немцы при подходе отряда успели взорвать. А.Х. Бабаджанян вспоминал: «Сердито вздулся Днестр от таяния обильного снега и частых дождей. Вода какого-то темно-коричневого, недоброго цвета. Но люди отважно бросались в нее и вплавь добирались до берега»[215]. Вскоре была оперативно собрана паромная переправа с использованием трофейного понтонного парка. Это позволило переправить вслед за танками артиллерию, минометы и установки «катюш».
Взорванный пролет моста через Днестр длиной 25 метров находился на уровне 14,5 метра при глубине реки 4,5 метра. Казалось, что восстановить его в сжатые сроки невозможно. Однако саперы проявили смекалку, и мост заработал всего через 36 часов. Для его восстановления были использованы 57 разбитых немецких автомашин, 4 бронетранспортера, 268 повозок, 300 кубометров камня и 300 тонн металла от рухнувшей фермы моста. Брошенные немецкие автомашины грузили камнями и сбрасывали вниз, формируя опоры для моста. Одним словом, весь строительный материал был изыскан на месте. На восстановлении работали три роты саперов и 500 человек местных жителей.
Еще одной важной точкой на Днестре стали Залещики. 20-я гв. мехбригада в 10.00 заняла Залещики и к 15.00 двумя ротами форсировала Днестр и захватила плацдарм. Форсирование реки происходило на подручных средствах (бревна, доски, двери). Было изготовлено 48 импровизированных одиночных и групповых паромов и один паром для артиллерии. 11-й гв. танковый корпус вышел к Днестру дальше к востоку по другому берегу Серета. Значимых переправ здесь не было, но само по себе занятие рубежа Днестра имело важное значение с точки зрения воспрещения немцам отхода через него на юг.
Тем временем Катуков уже думал о развитии наступления южнее Днестра. Для быстрого прорыва вперед, к Черновицам, была выделена 64-я гв. танковая бригада из резерва командарма. Она выступила из Чорткова в 17.00 24 марта и после 36-километрового марша к 21.00 достигла Днестра в районе Усьцечко. Мост, как уже было сказано выше, немцы успели взорвать. Поскольку восстановление переправы еще только начиналось, было решено отыскать брод для танков, который обнаружился в 2 км южнее Усьцечко. После оборудования подходов и выходов к 14.30 25 марта 25 танков Т-34 с десантом автоматчиков переправились на южный берег Днестра. Колесный транспорт и подразделения обеспечения ввиду невозможности форсирования Днестра вброд остались на северном берегу реки. Танки с десантом двинулись в направлении Черновиц. Сопротивление их продвижению практически отсутствовало. Мелкие венгерские части при появлении танков сдавались в плен. После 80-километрового марша танки сосредоточились в Рогозне, откуда была организована разведка подходов к Черновицам. Первым шагом стало овладение станцией Моший. Тем самым была перерезана железная дорога Черновицы — Коломыя. На станции танкисты и автоматчики захватили три эшелона, в том числе один с танками, а в течение ночи на 26 марта станция стала ловушкой еще для 15 немецких эшелонов.
Надо сказать, что танки бригады Бойко успели к железнодорожной станции очень вовремя. Дело в том, что в Черновицы 24 марта отправились танкисты 1-й танковой дивизии для получения только что прибывших по железной дороге 40 танков Pz. IV[216]. Первоначально были планы перебросить личный состав танкового батальона по воздуху, но в итоге они добирались в квартирмейстерский штаб 1-й танковой армии в Черновицах на автомашинах и пешком. В результате немецкие танкисты попали в город, когда на станции уже разъезжали советские танки с десантом автоматчиков. В истории 1-й танковой дивизии отмечается:
«В ходе безуспешной попытки отбросить противника с товарной станции, занятой пока еще слабыми силами русских, и захватить оставленные там боеспособными «Пантеры»[217] развернулись ожесточенные бои с вражеским охранением. В северной части Черновиц произошло столкновение с пятью Т-34 с пехотным десантом. Батальон понес при этом значительные потери»[218].
Пушки ЗИС-3 на марше. С буксировкой относительно легких ЗИС-3 вполне справлялись грузовики отечественного производства.
По советской версии, изложенной в мемуарах М.Е. Катукова, несколько танков все же успели выгрузить с платформ и их подбили в бою. По отчетным документам действительно проходит несколько подбитых