Шрифт:
Закладка:
Ямамото гордился Пост и ри и хорошо заботился о Лаине. Через десять месяцев после вступления Ёсино в ряды найнисти, Ямамото направил его в качестве представителя Японии на Национальную выставку в Сан-Франциско в 1915 г. Это было очень важным событием для молодого человека. Он начал учиться за границей и расширять свой кругозор. Йослиино остался в Сан-Франциско на полтора года, посещал курсы по экономике труда в Беркли (он особенно вспоминает профессора Айру Кросса), путешествовал по стране и получал за границей зарплату в размере 245 юаней в месяц по сравнению с 45 юанями, которые ему платили бы в Токио.
Усилия и политика Лили Ямамото не получили особого одобрения среди доминирующих в министерстве аграриев. Их ориентация была плизиократической (iiñ/tous/iiigi'), и они испытывали плизиософскую симпатию к сельскому образу жизни, поэтому их не радовали ни рост индустриализма, ни растущее влияние дзайбацу. 5oejimn Sempachi, официозный коммерсант, который, тем не менее, занимал должность начальника отдела сельскохозяйственной политики во время "рисовых бунтов" 1918 года, позже утверждал, что все Бюро по сельскохозяйственным вопросам симпатизировало интересам помещиков". Возможно, это и так, но нужно понимать, что сельскохозяйственные чиновники также представляли одно из крыльев тогдашних либеральных взглядов. Для них самой серьезной социальной проблемой страны была сельская собственность и аренда, и они считали, что правительство уделяет ей недостаточное внимание, особенно в сравнении с привилегиями, которые оно предоставляло дзайбацу.
Эту социальную сознательность сельскохозяйственных чиновников иногда называют "ишигуроизмом", по имени великого старца агрокультурного управления Ишигуро Тадаатси (1884-1960). С 1919 по 1925 год Исигуро был начальником отдела сельскохозяйственной политики Бюро по делам сельского хозяйства в МАК. В 1934 году он стал заместителем министра сельского хозяйства, а во втором кабинете Иэноэ (1940-41 гг.) и в кабинете Судзуки (1945 г.) - министром сельского хозяйства. Он был известен тем, что привлекал в свое министерство общественных активистов (например, социалистического политика Вада Хироо после Первой мировой войны) и жертвовал часть своей зарплаты в 1930-е годы на помощь фермерам-арендаторам. Во время Первой мировой войны он и его последователи прониклись чувством миссии по защите мелких фермеров-арендаторов, а Министерство сельского и лесного хозяйства, созданное в результате разделения MAC, считалось самым "прогрессивным" в межвоенном правительстве."
О том, как развивалась сельскохозяйственная карьера в MAC, говорит и численность персонала. Министерство выросло с 2 422 сотрудников в 1890 году до 7 918 в 1920 году и 8 3 92 в момент раскола, но из этого числа 5 879 человек перешли в Министерство сельского хозяйства в 1925 году, и только 2 483 - в МКИ".
Первая мировая война оказала значительное влияние на экономику и экологическую ситуацию в стране. Сама по себе она была необычной.
В период 1915-18 годов экспорт превышал импорт примерно на 1,3 млрд йен, и Банк Японии использовал прибыль этих лет для выплаты всех внешних долгов Японии, приобретения иностранных облигаций и увеличения золотого запаса страны. В конце 1918 года объем золотых запасов достиг Y1. 6 млрд, что в четыре раза превышало показатель 1913 года. Некоторые из известных японских бизнесменов разбогатели в одночасье; например, компания Mitsui Trad- ing Company в феврале 1918 года заявила об оплаченном капитале в 20 миллионов йен, а через год - в 100 миллионов йен. Было создано множество новых фирм, известных в то время как sriisö nnrikiii (nou- veaux riches) военного времени. Самым известным из них был новый комплекс дзайбацу И4анеко Наокикли, в который входили компании Suzuki Trading, I€obe Steel, Harima Shipbtiilding, Imperial Rayon (Teijin), Japan Flour Mill- ing, Great]apan Celluloid и H'onen Relining. Японская химическая промышленность была создана во время войны практически с нуля после прекращения поставок из Германии, особенно текстильных красителей.
Влияние военного бума на сельское хозяйство было столь же значительным, но гораздо менее удовлетворительным. Значительное повышение всех уровней цен сопровождало рост промышленности (см. табл. 7), но самым важным было повышение спроса на рис со стороны быстро урбанизирующейся промышленной рабочей силы. Политика правительства в начале бума заключалась в том, чтобы позволить ценам расти, рассчитывая таким образом увеличить производство. Этого хотели и политически влиятельные помещики. Помещики были объединены в Императорскую сельскохозяйственную ассоциацию (Тэйкоку Нёкай), созданную в 1910 году как преемница созданной в 1881 году Японской агрокультурной ассоциации (Дай Нилион Нёкай), которая начиналась как квазиофициальная организация для помещиков и была ориентирована на улучшение сельской жизни". Однако во время войны "Тэйкоку Нокай" стала скорее группой давления, чем обществом по улучшению сельского хозяйства. Ее интересы были связаны с ростом цен на отечественный рис и лаиглийскими пошлинами на импорт, которые приносили прибыль как помещикам, так и их арендаторам.
Новые промышленники, с другой стороны, хотели, чтобы цены упали, как для того, чтобы ослабить давление на них в связи с повышением заработной платы, так и для поддержания мира в промышленности. Их организацией стал Промышленный клуб Я Пан (Nihon KögyÔ Kurabu), который провел предварительное собрание в декабре 1915 года и был официально учрежден 10 марта 1917 года.
И сельскохозяйственные, и промышленные группы пытались напрямую влиять на правительство и влиять на политику в Сейме, поддерживая политические партии. Помещики во главе со своим президентом Мацудайра Кёсо, потомком дайнё из префектуры Фукуи, и вице-президентом Ивата Кумазо, членом Палаты пэров, делали ставку на партию Сэйикай и верхнюю палату, где помещики с крупными владениями имели право на места из-за высоких налогов, которые они платили. Промышленники не так активно выступали по вопросу о ценах на рис, но они оказывали свое влияние через своих членов, которые были назначены в различные кабинеты министров в качестве министров сельского хозяйства и торговли. Самым важным из этих людей был Ямамото Тацуо из Мицибислая, который занимал пост министра как в кабинете Ямамото Гоннола в 1913-14 годах, так и в кабинете Хара