Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель - Анна Юлиановна Броновицкая

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 86
Перейти на страницу:
архитекторы очень гордились этим достижением. Сегодняшние жильцы не особенно вникают в то, чем их квартиры отличаются от обычных советских «панелек», так как потолки все равно низкие, звукоизоляция отвратительная, но все же ценят виды на ВДНХ, и в большинстве любят свой необычный дом. И хотя моспроектовская команда не ставила себе цели способствовать формированию соседских сообществ, оказалось, что условия для этого есть. Когда поселившаяся в доме активистка, куратор и художница Дарья Серенко решила познакомить между собой жильцов, они с готовностью откликнулись и своими силами отремонтировали и обставили холл в одном из подъездов. Выяснилось, что в доме есть люди, способные и готовые, например, читать друг другу лекции и вместе сочинять стихи. Оказались среди них и художники: весной 2018 года в холле второго подъезда работала выставка «Чрезвычайная коммуникация», подготовленная самими жильцами, а обязанности смотрителя взяла на себя всеми уважаемая консьержка Тамара Данилова. Холл, практически не использовавшийся с момента постройки, наконец стал исполнять свое предназначение – быть местом общения соседей.

Фото со скульптурной группой «Рабочий и колхозница». 1970

23. Секретариат Совета экономической взаимопомощи (Мэрия Москвы) 1963–1970

АРХИТЕКТОРЫ М. ПОСОХИН, А. МНДОЯНЦ, В. СВИРСКИЙ

ИНЖЕНЕРЫ Ю. РАЦКЕВИЧ, С. ШКОЛЬНИКОВ

ул. НОВЫЙ АРБАТ, 36

КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ, СМОЛЕНСКАЯ

Самое красивое здание интернационального стиля в Москве, ставшее завершением не только Нового Арбата, но и всей эстетики шестидесятых

Совет экономической взаимопомощи, объединявший ряд социалистических стран в противовес капиталистическому Общему рынку, был основан еще в 1949 году, но превратился в эффективно действующую организацию к началу 1960-х. Тогда и было решено построить в Москве здание его секретариата. Заказ на ответственный объект достался главному архитектору столицы Михаилу Посохину и его постоянному соавтору Ашоту Мндоянцу, занимавшимся тогда проектированием Нового Арбата [17]. Здание СЭВ стало форпостом этого градостроительного ансамбля, отметив выезд к нему с Новоарбатского моста.

Г. Опрышко. Эскиз фасадной мозаики конференц-зала

Комплекс состоял из высотной офисной части, связанного с ним двухэтажным подиумом низкого цилиндра конференц-зала и горизонтальной пластины гостиницы «Мир» для приезжающих на совещания иностранных коллег. Важной частью композиции был также спиралевидный пандус, по которому машины заезжали на уровень первого этажа, под которым был спрятан гараж, технические помещения и склады. В 2000-х годах на месте пандуса появился торговый центр «Сфера», а гостиница была заброшена разорившимся инвестором и находится с тех пор под угрозой сноса. Основное же здание с конференц-залом принадлежат теперь мэрии Москвы, содержатся в порядке и подсвечиваются по вечерам.

105-метровая 31-этажная башня СЭВ не похожа ни на один из небоскребов интернационального стиля, ценившего лаконизм больше пластической сложности, но в то же время она укоренена в нем. Ее первым предшественником можно считать волнисто изгибающийся «стеклянный небоскреб», придуманный Мисом ван дер Роэ в 1922 году, когда он находился под влиянием экспрессионизма и еще не вывел свою знаменитую формулу «меньше значит больше». Другой прототип – трехлопастный небоскреб, предложенный Ле Корбюзье для Алжира в 1939-м. Третий – Дворец Национального конгресса в Бразилиа, построенный Оскаром Нимейером в 1960-м. Бразильский дворец близок комплексу СЭВ по общей композиции, но его вертикальный элемент состоит из двух поставленных параллельно пластин. Московские архитекторы как бы изогнули и развернули эти пластины, придав им сходство с раскрытой книгой и продолжив тем самым тему, начатую зданиями-«книжками» Нового Арбата. Полосы темно-зеленого стемалита, разделяющие более широкие полосы вплотную состыкованных окон, усиливают сходство изогнутого навесного фасада с покрытыми строчками страницами.

Общий вид комплекса. Макет

Генплан

План типового этажа

Техническая сложность возведения криволинейного высотного объема могла бы помешать утверждению проекта, не будь он международным. Но именно этот вариант, а не более простой трехгранный, прямоугольный или составленный из двух прямых пластин, выбрал Исполком СЭВ, а строительство велось специалистами всех стран – участниц Совета: Болгарии, Венгрии, Монголии, Польши, Румынии и Чехословакии. Статус проекта допускал большую свободу в применении не только технических решений (нестандартных конструкций, монолитного железобетона, трехслойных фасадных панелей), но и художественных. Мозаики, одна из которых покрывает снаружи цилиндр конференц-зала (художник Григорий Опрышко), а другая целиком занимает общую стену столовой и ресторана (Евгений Аблин), – абстрактные, и это несмотря на то что беспредметное искусство все еще находится под строгим запретом, а слово «абстракционизм» фактически является ругательством! Для прикрытия, впрочем, была предложена версия, что гигантская – 1600 кв. м – мозаика конференц-зала «изображает структуру каменных образований» и «выражает эпическую тему красоты и богатства природы».

Л. Мис ван дер Роэ. Проект стеклянного небоскреба. 1922

Михаил Посохин, возглавлявший в те же годы работу над новым генеральным планом Москвы, нашел для этого своего детища самое лучшее место. Поставленная на высокий берег излучины Москвы-реки, башня видна издалека с разных ракурсов, позволяющих оценить динамику ее формы. К тому же в поле зрения вместе с комплексом СЭВ попадает не только Новый Арбат, но и три сталинские высотки: гостиница «Украина» у другого конца моста, МИД на Смоленской площади и жилой дом на площади Восстания, теперь Кудринской. Самый важный вид, конечно, на СЭВ вместе с высоткой на Восстания, за проект которой Посохин и Мндоянц получили в 1949 году Сталинскую премию. За десять лет между окончанием строительства одного небоскреба и началом проектирования второго они успешно освоили новый архитектурный язык. Жаль только, что Ашот Мндоянц не смог оценить достигнутого контраста: он скончался в 1966 году, так что СЭВ стал последней совместной работой самого высокопоставленного дуэта в советской архитектуре. Посохин продолжал потом инициировать и возглавлять важные и новаторские проекты, но без старинного соавтора у него уже не получалось создать чего-либо сравнимого по художественному качеству.

Вид комплекса СЭВ на фоне высотного дома. Около 1970 года

24. Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники 1968–1970

АРХИТЕКТОРЫ В. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, Н. СУЗДАЛЬЦЕВА, Е. СМИРНОВ, Д. РОМАНОВ

ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ, 125

ЮЖНАЯ

Самое длинное в Москве здание, необычная дугообразная форма которого рассчитана на восприятие из иллюминатора самолета

Это здание не очень привлекает внимание, но, заметив его, нельзя не удивиться: оно тянется вдоль Варшавского шоссе

1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 86
Перейти на страницу: