Шрифт:
Закладка:
Особую ценность этим материалам придает то, что они готовились на уровне и по распоряжению членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК ВКП(б), руководства пропагандистского аппарата страны и армии. Следовательно, инициатива их подготовки исходила «сверху», сводя к минимуму самодеятельность функционеров среднего звена. Все эти документы, в значительной степени повторяющие и дополняющие друг друга, позволяют, несмотря на наличие в них идеологических и пропагандистских штампов, дать в целом объективную оценку настроений в советском руководстве в последние предвоенные месяцы.
Составители этих документов вслед за прозвучавшими 5 мая 1941 г. высказываниями И.В. Сталина уделили внимание вопросу о причинах военных успехов Германии, увязывая этот вопрос с необходимостью развенчания мифа о «непобедимости вермахта». Руководствуясь тезисом о том, что начавшаяся война показала неподготовленность к ней Англии и Франции, А.С. Щербаков следующим образом излагал причины поражения Франции: «Франция – победив в первой империалистической войне – зазналась, почила на лаврах, проявила полную беспечность в деле подготовки к войне… Ее военная мысль, вследствие самодовольства, не двигалась вперед, оставалась на уровне уроков войны 1914–1918 гг.
Французская авиация, которая когда-то была сильнейшей – отодвинулась на одно из последних мест. Танковые и мотомеханизированные соединения оказались в загоне». В армии «не только не хватало артиллерии, особенно зенитной и противотанковой, но не хватало даже пулеметов и пистолетов. Французское правительство, пожалев денег, не продолжило линию Мажино до Ла-Манша, что обесценило всю укрепленную часть фронта и дало возможность немецкой армии обойти французские укрепления». «К военным относились пренебрежительно… Военный аппарат оказался в руках людей или мало понимающих в военном деле, или людей, застывших на уроках и традициях войны 1914–1918 гг. Правящие круги Франции боялись не столько победы Гитлера, сколько своего народа… Среди высшего командного состава и руководящих политических деятелей было широко распространено пораженчество и прямое предательство. Такова первая причина военного разгрома Франции.
Поражение Франции объясняется не только её военной слабостью. Начиная войну, Франция и Англия не только не приобрели новых друзей и союзников, но и растеряли тех, кто был с ними. Гнилая, торгашеская политика «невмешательства» и «умиротворения»… предательство, учиненное в отношении своего прямого союзника – Чехословакии…, легкомысленное отношение к вопросу о роли и удельном весе Советского Союза в делах Европы – все это оттолкнуло от Франции и Англии часть их союзников, привело их к изоляции и укрепило позиции Германии. Такова вторая причина военного поражения Франции»[1655].
Оценивая причины успехов Германии, А.С. Щербаков писал, что «немецкая армия, будучи разбитой в 1918 г. – извлекла из этого факта необходимые военные и политические уроки. В Германии в течение многих лет, особенно начиная с 1933 года, с приходом к власти национал-социалистов, началось формирование и обучение большой армии. Народное хозяйство, перестроенное на военные рельсы, было целиком подчинено задачам войны… Военные руководители Германии разрабатывали оперативные планы войны, основанные на стремительном наступлении на слабого и неподготовленного противника, при массовом применении современной военной техники… Военное превосходство Германии на первом этапе войны было безусловным и подавляющим. Такова первая причина военных успехов германской армии.
Но исход войны решает не только вооружение и организация армии. Для победы мало иметь хорошую военную технику и организацию, войну подготовляют также и политически, а это прежде всего означает привлечь одни государства на свою сторону в качестве союзников, другие попытаться нейтрализовать. О правильности этого положения говорит весь опыт прошлых войн. В 1870–1871 гг. в войне с Францией Германия одержала победу, благодаря нейтралитету России, в результате, таким образом, – войны на одном фронте. В войне 1914–1918 гг. – в результате войны на два фронта Германия потерпела поражение.
Вот почему, готовясь к второй мировой войне, Германия постаралась установить мирные и дружественные отношения с СССР». Кроме того, Германии удалось «оторвать союзников от своих противников и привлечь некоторые страны в качестве союзников на свою сторону… и запугать некоторые малые нейтральные страны», предупредив их переход на сторону Англии и Франции[1656].
«Военные победы Германии и поражения ее противников вызвали известное распространение взглядов о якобы непобедимости германской армии. Подобные взгляды в корне ненаучны и противоречат историческому опыту, а также ходу военных действий в современной войне. В мире не было и нет непобедимых армий, а были и есть армии хорошие и слабые…Победы германской армии объясняются тем, что немцы до сих пор имели военные столкновения со слабым «противником» и немецкая армия подавляла их огромным численным превосходством и техникой…На почве таких легких побед, – в армии и политических кругах Германии получили распространение хвастовство, самодовольство и зазнайство, которые прямо ведут к отставанию.
Все то новое, что внесено в оперативное искусство и тактику германской армии, не так уж сложно и теперь воспринято и изучено ее противниками, так же, как не является новостью и вооружение германской армии. На почве хвастовства и самодовольства военная мысль Германии уже не идет, как прежде – вперед. Германская армия потеряла вкус к дальнейшему улучшению военной техники. Если в начале войны Германия обладала новейшей военной техникой, то сейчас… военно-техническое преимущество Германии постепенно уменьшается»[1657].
По мере расширения войны Германия сталкивается с рядом трудностей, отмечалось в докладе ГУПП. Прежде всего, это нехватка нефти, а значит, «горючее – это первое слабое место германской экономики. Продовольствие – это второе слабое место германской экономики. Оно уже дает себя чувствовать чрезвычайно остро… Перспективы снабжения продовольствием все более ухудшаются… Третьим слабым местом германской экономики является положение с сырьем. Несмотря на то, что Германия получает некоторое сырье из оккупированных стран, всеми видами сырья она не обеспечена. Созданные в свое время запасы иссякают, а английская блокада закрывает для Германии внеевропейские рынки. Чем дольше продолжается война, тем больше будет истощаться Германия.
По мере раскрытия империалистических, захватнических целей Германии, меняется и отношение к войне народных масс самой Германии»[1658]. «Подготовка войны и война на первом этапе велись под лозунгом освобождения страны от гнета Версальских цепей, – писал А.С. Щербаков. – Этот лозунг был популярен и встречал известную поддержку и сочувствие в немецком народе, поскольку народ немало натерпелся в результате грабительского Версальского мира. Этот лозунг нашел известное сочувствие и в других странах, которые считали Версальский договор унизительным и несправедливым. Но в ходе войны обстановка коренным образом изменилась.
Лозунг – «долой Версальские цепи» – отпал. Сейчас германская армия, пользуясь военной слабостью ряда стран, перешла к прямому захвату и