Читать онлайн Иные чувства, иные миры - Дорис Джонас
В нашей электронной библиотеке можно бесплатно читать книгу Иные чувства, иные миры - Дорис Джонас полная версия. Жанр: Разная литература / Научная фантастика. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст книги на мобильном телефоне, планшете или ПК без регистрации и СМС подтверждения - knizhkionline.com.
- Автор: Дорис Джонас
- Жанр: Разная литература / Научная фантастика
- Дата добавления: 1 июнь 2024
- Количество просмотров: 86
- Страниц: 70
Читать книгу бесплатно «Иные чувства, иные миры - Дорис Джонас». Краткое содержание книги:
В настоящее время научные данные подтверждают представления научной фантастики: когда-нибудь мы обнаружим жизнь на других планетах — может быть, в нашей собственной солнечной системе, и наверняка — в других галактиках.Но на что будет похожа эта жизнь? Какие формы она примет? Найдём ли мы существ, которые выглядят как мы, разговаривают как мы, у которых есть семьи, дома, домашние питомцы или правительства, похожие на наши? Есть ли способ это узнать?По мнению Дорис Джонас и Дэвида Джонаса, антрополога и психиатра, соответственно, он есть. Отправляясь на поиски ответов, они берут нас с собой в увлекательное путешествие в царство научных догадок. Словно детективы, они выслеживают зацепки — малоизвестные научные факты, касающиеся нашей собственной планеты, — и собирают свои доводы по кусочкам, пока не сложится фантастическая, однако вполне правдоподобная картина жизни в ином мире.Присоединяйтесь к ним, например, когда они будут исследовать жизнь на планете, населённой ольфаксами — разумными существами, обоняние которых развито так же хорошо, как наше зрение. Какая окружающая среда привела к появлению такого результата эволюции? Чем язык ольфаксов отличается от нашего и как мы можем «поговорить» с ними? Как высокоразвитое обоняние повлияло на их домашнюю жизнь, архитектуру, технологии, на их интерес к тому, что для них является иными чувствами и иными мирами?Супруги Джонас говорят нам, что некоторые ответы находятся у нас под носом, способности которого весьма заурядны. Вспомните об удивительном обонянии собаки или ночной бабочки; возможно, эти животные смогут преподать нам урок того, как мы могли бы общаться с ольфаксами.Другую планету могут населять пчеловзоры — вид разумных существ, основным чувством которых является своеобразное «зрение», известное нам по исследованиям земных пчёл: это способность воспринимать поляризованный свет. Способность пчелы вычислять углы преломления света, прокладывать маршруты от улья к цветку и обратно, и следовать ими даже при отсутствии солнца, заложена в невероятном, похожем на компьютер мозге этого насекомого. Если бы действительно были подобные пчеловзорам существа, с таким же чувством, как у них, то какое влияние это оказало бы на их язык, средства передвижения, форму правления? И как мы могли бы общаться с ними, если бы совершили посадку на их родной планете?В той области изысканий, которую обычно характеризуют бредовые и ничем не обоснованные истории о маленьких зелёных человечках и каплях из дальнего космоса, супруги Джонас высказывают самую приятную и интригующую мысль: давайте воспользуемся тем, что мы знаем и можем узнать о чувствах других существ, которые являются нашими соседями по планете, а затем порассуждаем адекватно о том, что мы рассчитываем найти где-нибудь вне Земли.Дорис Джонас и Дэвид Джонас — авторы книг «Мужчина-ребёнок» (Man-Child), «Молоды до самой смерти» (Young Till We Die) и «Секс и статус» (Sex and Status).Дизайн суперобложки: Дж. Кэрофф.
Шрифт:
Закладка:
Дорис Джонас и Дэвид Джонас
Иные чувства, иные миры
У какого животного обоняние в миллион раз острее человеческого? А у какого другого животного обоняние в миллион раз острее, чем у этого вида? (стр. 23)
Какое живое существо обладает абсолютным температурным чувством, позволяющим ему реагировать на изменение температуры всего на три сотых градуса Цельсия? (стр. 147)
Какое существо способно воспринимать поляризованный свет и может рассчитать угловую скорость и траекторию движения солнца по небу в любой момент времени, даже в пасмурный день? (стр. 63)
Какое животное может ощущать запах, пробовать на вкус и ощупывать предметы одним и тем же органом? (стр. 139)
Какое животное может вести два разговора одновременно на двух разных частотах, и получать информацию об окружающих объектах, пище и даже текстуре поверхности путём фиксации количества вибраций, которые вызывают определённый звук? (стр. 122, 130)
Когда мы обнаружим разумную жизнь в других мирах, мы можем обнаружить разумную жизнь с иными органами чувств наподобие перечисленных. Как будет «выглядеть» реальность для существа, обладающего лишь одним из этих чувств? Давайте вместе исследовать иные чувства и иные миры, в которых мы можем их обнаружить...
ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРОВ:
Man-Child: A Study of the Infantilization of Man
«Мужчина-ребёнок: исследование инфантилизации человека»
Young Till We Die
«Молоды до самой смерти»
Sex and Status
«Секс и статус»
Издательство «STEIN AND DAY»/Нью-Йорк
Впервые опубликовано в 1976 году
Авторское право © 1976 Дорис Джонас и Дэвид Джонас
Все права защищены
Перевод на русский язык: Павел Волков, 2024 г.
Дизайн Дэвида Миллера
Напечатано в Соединённых Штатах Америки
Издательство Stein and Day
Scarborough House, Briarcliff Manor, N.Y. 10510
Библиотека Конгресса США, Каталог публикаций
Джонас, Дорис. Иные чувства, иные миры.
1. Жизнь на других планетах. 2. Чувства и ощущения.
I. Джонас, Адольф Дэвид, 1913 - соавтор. II. Название.
QB54.J58 152.1 75-11816
ISBN 0-8128-1841-5
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Где начинаются предположения
В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ НАШИ потомки, ближайшие или отдалённые, обнаружат жизнь, существующую в той или иной форме на других планетах Солнечной системы, в других частях нашей галактики или в иных галактиках.
Сам факт возникновения жизни на нашей Земле является достаточным доказательством того, что она должна существовать и в других частях Вселенной, поскольку элементы, из которых состоит вся Вселенная, на удивление однородны. Если некоторые из этих элементов объединились так, что это привело к возникновению жизни здесь, в нашей Солнечной системе, то по законам случайности и вероятности они должны объединиться аналогичным образом и где-то вне Земли. Даже в нашей собственной галактике должны существовать тысячи других планет, на которых в той или иной форме существует жизнь, и все силы разума подсказывают, что в других галактиках иначе и быть не может.
Какие же чудеса слепого случая и их сочетания сделали возможным развитие жизни здесь, на Земле?
Для того чтобы на какой-то планете возникла жизнь, должны присутствовать определённые факторы в определённых сочетаниях. Солнечная система, частью которой является наша планета, должна была сформироваться таким образом, что какая-то из её эволюционирующих планет возникла на подходящем расстоянии от пылающего ада её центрального светила — не настолько близко, чтобы температура её поверхности препятствовала зарождению жизни из-за сильного жара, и не настолько далеко, чтобы жизнь не могла возникнуть из-за нехватки солнечного излучения. Массы, в которые поначалу затвердевают вращающиеся облака газов, должны находиться в пределах, допускающих силу тяжести, достаточную для удержания атмосферы, поскольку без защитной атмосферы солнечное излучение оказалось бы слишком интенсивным, чтобы позволить формам жизни уцелеть, даже если бы все остальные элементы жизни были в наличии.
Вероятность того, что именно эти два фактора — расстояние от центра и значение массы, определяющее силу тяжести, — сработают вместе при благоприятных обстоятельствах, накладывает предварительное ограничение на возможность возникновения жизни. Даже после того, как это случилось, должна последовать новая серия случайностей, следующих за другими случайностями и влияющих на них — и они вновь переплетаются с другими случайными событиями, — чтобы атмосфера, вода, горные породы и почва сложились в том состоянии, которое может заложить основу для эволюции жизни. Разумеется, есть также вероятность, какой бы малой она ни казалась, что некая форма жизни смогла бы возникнуть на планете, лишённой света, если бы эта планета оказалась способной самостоятельно вырабатывать тепло в объёмах, необходимых для поддержания жизни.
Информация, которую мы смогли собрать о нашей собственной солнечной системе, позволяет предположить, что в окрестностях нашего солнца наша планета является единственным местом, где существует жизнь. Возможно, что другие солнца, и даже тысячи или десятки тысяч других солнц, вообще не поддерживают существование жизни на планетах, которые вращаются вокруг них. Но, если помнить о мириадах солнц в нашей галактике и множестве мириад звёзд во Вселенной, невозможно поверить, что случайности, подобные тем, что выпали на долю Земли, не имели места на многих других планетах.
Однако, как только эти чудесные возможности реализуются, предварительные условия для зарождения жизни оказываются скорее минимальными: это элемент, способный образовывать самовоспроизводящиеся цепочки, — например, углерод, и другой элемент, способный поддерживать горение, — например, кислород. Совместно с водородом и азотом они образуют матрицу, которая может объединяться с другими элементами и создавать все разнообразные, сложные и удивительные формы жизни на Земле — от амёб и бактерий до растений, пауков, рыб и человека.
Какое обличье может принять жизнь в других мирах? Породила ли она разумных существ, и если да, то какого рода варианты разума возникли в ходе эволюции? Возник ли у других видов жизни разум высокого уровня, способный развивать технологии, и если да, то какие технологии возникли в силу их особого способа бытия? Если эти существа есть в природе, то сможем ли мы когда-нибудь общаться с ними каким-то осмысленным образом?
Несомненно лишь одно: у нас нет оснований предполагать, что эволюционные силы на других планетах приведут к появлению форм или типов разума, которые будут похожи на известные нам, даже если исходные материалы должны быть схожими. Какие бы случайные факторы ни складывались, чтобы породить жизнь в одной из её форм, высокоразвитую её форму порождает сочетание бесконечно большего их количества.
Генетическое наследование — это только начало. Двое потомков одних и тех же родителей, случайно родившиеся в разных условиях, в конечном итоге дадут потомков, настолько сильно отличающихся друг от друга, что через множество поколений вряд ли будет возможно понять, что у предков каждой из линий были одни и те же родители.
Изменчивые условия среды обитания, вероятность наличия партнёров, естественный отбор и половой отбор среди потомства — все эти факторы будут сочетаться и перекомпоновываться, порождая таких разнообразных представителей одного и того же вида, как пигмеи, ватусси, шведы, китайцы или меланезийцы, и в конце концов разделяясь на виды — почти так же, как человек, человекообразные и низшие обезьяны отделились независимо