Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » Очерки советской экономической политики в 1965–1989 годах. Том 1 - Николай Александрович Митрохин

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 105 106 107 108 109 110 111 112 113 ... 143
Перейти на страницу:
возложены функции наблюдения и представления выводов на суд высших инстанций по текущей ситуации в экономике в целом или в ее отдельных областях. Разумеется, уровень компетенции этих институций был различный. И если контрольные институции и карательные органы интересовали прежде всего экономические преступления, конкретные недостатки или наметившиеся социальные проблемы и тенденции, то Отдел отвечал за макроэкономические тренды и за руководство крупнейших советских финансовых и плановых институций.

Работая в ЦК КПСС, я участвовал в подготовке для Политбюро заключений по финансовым аспектам как народно-хозяйственных планов, так и бюджетов на планируемый год. Это была большая и тяжелая аналитическая работа. Безусловно, проводилась она в рамках соответствующих партийных и правительственных решений, и ее реформирование или, как тогда говорили, совершенствование нельзя было рассматривать в отрыве от текста этих документов,

— вспоминал о своей работе в Отделе завсектором финансов Николай Гаретовский, которому в 1987 году предстояло стать главой Госбанка СССР. Аналитику, которой ему пришлось заниматься в аппарате ЦК, он противопоставляет практической разработке бюджетов республик, которой он раньше занимался в Минфине[1092].

Структура Отдела и основные категории сотрудников

Всего на начальном этапе в Отделе было четыре сектора по тематическим направлениям и группа консультантов, которая традиционно писала доклады (то есть публичные выступления) по экономической проблематике или разделы таких докладов для руководителя Отдела, секретарей ЦК КПСС и членов Политбюро[1093].

Написание докладов для круга высших руководителей партии (членов Политбюро и Секретариата ЦК КПСС) было высшей формой коллективной работы советской бюрократии по подведению итогов сделанного и определению новых приоритетов. Помощник Рыжкова (с 1985 года) Владимир Саваков, один из организаторов разработки таких докладов, ранее работавший в качестве рядового «писателя» докладов (будучи по должности инструктором и заведующим сектором Отдела машиностроения аппарата ЦК КПСС), в интервью подробно рассказывает о процессе подготовки:

Опять та же самая писанина — всю жизнь пишу. А не просто же из башки берешь, там же надо массу аналитического материала перекрутить, со всеми согласовать. Цифра должна быть завизирована на странице, на полях. Виза работника Госплана шла, что она проверенная, точная, верная. Госкомстатовская виза должна быть. Если ты зацепил Госкомитет по науке и технике, виза должна быть. Министерство — виза должна быть[1094].

Однако это писательство не было монополией сотрудников только этого Отдела. В составе рабочих групп, разрабатывавших даже экономические разделы докладов, они составляли лишь часть участников, не обязательно большую. Помимо них в рабочие группы входили представители международных, идеологических и иногда отраслевых отделов (прежде всего машиностроения) аппарата ЦК КПСС, а также иные привлеченные специалисты, прежде всего из ведущих экономических органов и руководители академических и припартийных институтов.

Анатолий Черняев, например, приводит список участников «бригады» по подготовке экономического раздела доклада Брежнева на XXV съезде КПСС (1976), в котором нет ни одного представителя Отдела, зато есть несколько «международников», помощник Брежнева и всего один представитель «отраслевиков» — завсектором Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС. При этом по поручению Брежнева их работу проверяли (и дописывали) авторы международного раздела доклада[1095]. Зато Гостев возглавлял экономическую группу, готовящую сам съезд. Ее главными задачами было придумать, как сгладить в отчете генсека провал предыдущей пятилетки, и определить цели и задачи следующей пятилетки, исходя из имеющихся ресурсов[1096].

В оставшееся от этой утомительной деятельности время (авторы докладов месяцами сидели на дачах в рабочих группах) консультанты иногда готовили самостоятельные доклады для руководства по проблемам, которые они считали важными, а также писали статьи, книги и учебники по экономической проблематике, которые охотно издавали партийные и государственные СМИ и издательства[1097].

Основной административной единицей в Отделе были инструкторы. Они работали в упомянутых выше тематических секторах («труда и заработной платы», «плановых органов», «финансовых органов» и «материально-технического снабжения»). Как правило, они курировали ситуацию в одном крупном ведомстве и какую-то проблему, находящуюся в сфере ведения сектора.

Курирование работы ведомства означало личное и хорошее знание всего его руководства, проблем и сфер, над которыми и в которых оно работает. Сотрудник Отдела должен был обеспечить себе регулярное получение информации о том, что в нем происходит, присутствовать там на общих партийных собраниях, посещать наиболее проблемные предприятия и наиболее важные стройки. Он должен был быть в любой момент готов представить своему руководству нескольких кандидатов на открывающуюся вакансию, находящуюся в «номенклатуре» самого Отдела, а также вышестоящих органов — Секретариата и Политбюро ЦК КПСС. Он должен был заранее предупредить свое начальство, если тот или иной подобный руководитель не соответствует занимаемой должности или с ним вдруг возникли какие-то иные проблемы[1098]. Всего Отдел курировал тысячу номенклатурных назначений[1099]. Он регулировал их по различным параметрам, включая соблюдение баланса между представителями разных профессиональных специализаций: например, чтобы руководителями становились не только «инженеры», но и люди с экономическим образованием[1100].

Заведующий Отделом Борис Гостев так описывал этот процесс на примере руководства Стройбанка:

Отдел подбирал кандидатуру зам председателя и председателя Стройбанка, докладывал руководству и вносил ее. Характеристику на него подбирал инструктор, и записку писали в Секретариат [ЦК КПСС] с предложением: утвердить вас таким-то. И дальше писали, где родился, где крестился[1101], какое образование имеет, еще и характеристику на него, приложенную из партийного комитета. А еще при Сталине было решение… это было и ленинское указание… инструктор первый визировал документ, назначить вас председателем или зам председателя кого-то, второй зав сектором ставил [подпись], потом заведующий отделом ставил, потом ведущий секретарь расписывался, а потом остальные секретари голосовали. Или вызывали [кандидата на должность] на Секретариат [ЦК КПСС], или опросы [секретарей ЦК КПСС заочно по данной кандидатуре]. Людей изучали, наблюдали… Хотя было и другое: команда могла сверху поступить, и весь разговор. <…> Его [инструктора, курирующего банк] задача была знать буквально, что делается там. Он не хуже прежней работы знал, что делается в банке, и головой отвечал за это. Он обязательно должен был знать, он встречался с людьми, он работал с ними. Он ходил на заседания правления… Он на заседания партийного комитета ходил. Он каждодневно встречался с людьми, с рядовыми, с руководителями, узнавал, как дела идут, какие вопросы есть. Это его обязанность была — знать досконально, что делается[1102].

Парторг Госплана СССР в 1981–1985 годах Алексей Краснопивцев, являющийся «номенклатурой» Отдела, описывает свою деятельность в данном качестве. Она фактически являлась продолжением работы аппарата ЦК КПСС:

Прежде всего… в парткоме решались вопросы подбора и расстановки руководящих кадров. Здесь

1 ... 105 106 107 108 109 110 111 112 113 ... 143
Перейти на страницу: