Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Разная литература » Очерки советской экономической политики в 1965–1989 годах. Том 1 - Николай Александрович Митрохин

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 104 105 106 107 108 109 110 111 112 ... 143
Перейти на страницу:
ведомства, принадлежащие к этой сфере[1076]. Опрос проводился на основе общего вопросника, составленного автором для сотрудников аппарата ЦК КПСС и включавшего порядка 300 тем. В ходе первого интервью опрашиваемый отвечал на часть вопросов, как правило касавшихся его биографии до прихода в аппарат ЦК КПСС, после чего оно расшифровывалось, прочитывалось автором, и исходя из его содержания формулировались новые вопросы для последующих встреч. Такой метод позволял понять, учесть и уточнить индивидуальный опыт, которые информант так или иначе использовал в аппарате ЦК КПСС и своей последующей карьере. Некоторые итоги данного исследования опубликованы автором в виде статей и собраны в книгу, посвященную сотрудникам аппарата ЦК КПСС как социальной группе[1077]. Ссылки на эти публикации были даны выше в разделе «От автора». В этой главе рассматривается опыт и деятельность сотрудников одного из отделов, который первоначально носил название «Плановых и финансовых органов» (1965–1982), затем «Экономический» (1982–1988), а на финальной стадии (1989–1991) — «Социально-экономический». Для краткости далее в этой главе мы будем именовать его Отделом.

Всего в рамках проекта было опрошено 14 работников этого Отдела, включая значительную часть его руководства. Были проинтервьюированы оба заведующих, двое первых заместителей заведующего, два из трех известных руководителей «группы консультантов», руководители трех секторов[1078], а также рядовые инструкторы и консультанты[1079]. Помимо этого, при подготовке статьи использованы данные опросов руководителей финансовых учреждений в СССР, проведенных Николаем Кротовым в 2000-е годы, которые включали интервью с сотрудниками сектора банков[1080]. Также использовались опубликованные мемуары и газетные интервью сотрудников Отдела[1081]. Итого на основе интервью, мемуаров и личных архивов было набрано 20 развернутых биографических кейсов и свидетельств от бывших сотрудников Отдела.

Характеризуя комплекс источников в целом, можно констатировать, что сотрудники Отдела были в среднем более дружелюбны и открыты к исследователю, чем иные сотрудники аппарата. Причиной открытости они называли общую обстановку в Отделе, где руководство поощряло дискуссии. Еще одной причиной их открытости является социальный и финансовый успех, которого многие из них и / или их дети достигли в постсоветской России.

Создание Отдела

Отдел плановых и финансовых органов аппарата ЦК КПСС в том виде, в котором мы его рассматриваем, был создан в мае 1965 года[1082]. Он был выделен из соответствующего тематического подотдела Отдела тяжелой промышленности (1963–1965), а еще ранее это был сектор в составе Отдела административных и торгово-финансовых органов. По мемуарам одного из сотрудников, созданием подотдела занимался секретарь ЦК КПСС (1962–1966) Александр Рудаков[1083]. Глава Отдела Борис Гостев о трансформации своего подразделения рассказывает иначе:

Когда Хрущева освободили, встал вопрос о реорганизации аппарата, и тогда вместо подотдела — в подотделе нас было пять человек — создали отдел плановых и финансовых органов в составе 12–15 человек. Им [Николай] Подгорный стал заниматься, который был фактически вторым секретарем. После этого [секретарь ЦК КПСС и член Политбюро Александр] Шелепин стал заниматься. И там уже встал вопрос об организации экономического отдела. И даже была такая записка, написанная при Шелепине, и даже было решение секретариата ЦК принято — преобразовать отдел плановых и финансовых органов в экономический отдел ЦК КПСС. И второй пункт стоял — внести на утверждение Политбюро. Но решение так и не вышло[1084]. Только вышло решение, когда [Генеральным] секретарем стал Андропов — ровно через 15 лет с небольшим. <…> Думаю, что это все-таки Алексей Николаевич [Косыгин, председатель Совета министров СССР] не хотел усиления роли аппарата[1085].

Вскоре после создания Отдел насчитывал уже 24 ответственных сотрудника[1086], однако продолжал оставаться, возможно, самым маленьким отделом во всем аппарате, после Отдела транспорта. Даже Отдел торговли на 1972 год на одного человека превышал Отдел, несмотря на то что последний курировал куда более крупные и значимые для страны структуры[1087]. Для сравнения, крупные отделы ЦК КПСС, например Международный, пропаганды, Орготдел и Сельскохозяйственный, насчитывали порядка 100–127 ответственных сотрудников, гигантский Общий — 214, а в основной массе отраслевых отделов на 1972 год было от 34 до 42 сотрудников[1088]. В одном секторе «торговли и экономических связей со слаборазвитыми странами» Международного отдела на 1972 год было целых 9 сотрудников, а в секторе капитального строительства Управления делами ЦК КПСС — 23 сотрудника[1089].

В функции Отдела в первую очередь входил контроль (курирование) и подбор руководящих кадров для основных экономических ведомств страны — Государственных плановых комитетов (Госпланов) СССР и РСФСР, Государственного комитета по снабжению (Госснаба), Министерства финансов (Минфина), Государственного банка (Госбанка), Государственного комитета по ценам (Госкомцен), Государственного комитета по труду (Госкомтруд), Центрального статистического комитета (ЦСУ), Госрезерва, различных государственных банков (Внешторгбанка, Стройбанка), Государственной системы страхования (Госстрах) и некоторых других ведомств[1090].

Однако не менее важной функцией Отдела было создание системы оценки развития экономики, альтернативной Совету министров СССР (то есть альтернативной всей системе государственных органов).

Мы обязаны были знать все, что происходит в каждом министерстве, снабжением которого занимался Госснаб. Что планируется, какие направления развития. Поэтому мы тесно работали с отраслевыми отделами ЦК. У всех министерств — свои ведомственные интересы, требования, и мы давали свои заключения на планы, которые представлял в ЦК Совет министров СССР. Были независимым от него органом, контролирующим выполнение планов отраслями. Кроме того, решали возникающие проблемы с местными партийными и советскими органами. Мы должны были держать руку на пульсе событий. Ездили на партийные собрания и конференции на крупные предприятия, слушали людей. О каких недостатках говорят, кого критикуют. Чтобы разобраться в реальной ситуации на местах. Мы должны были выявлять конкретные проблемы и докладывать о них руководству[1091].

Так повествовал о своей работе бывший инструктор Отдела Станислав Анисимов, которому предстояло достигнуть пика своей карьеры в 1991 году, перебывав за год в должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по материально-техническому снабжению (бывшего Госснаба), министра правительства СССР по материальным ресурсам и министра торговли и материальных ресурсов правительства РФ (гайдаровского).

Параллелизм в работе различных управленческих структур в СССР, действующих в одной сфере, был скорее нормой, нежели исключением. Не имея возможности управлять этими сферами с помощью экономических или легальных юридических рычагов, обладая относительно слабыми каналами внешнего контроля (пресса или «письма общественности»), политическая власть нуждалась в надежных институтах контроля над государственными ведомствами, крупными системами предприятий или регионами. По этой причине на центральные партийные органы, карательную и правоохранительную систему (КГБ, МВД, прокуратуру) и на специальные контрольные институции (Комитеты партийного и народного контроля) были

1 ... 104 105 106 107 108 109 110 111 112 ... 143
Перейти на страницу: