
Читать онлайн Шаманы северных народов России - Ольга Борисовна Христофорова
В нашей электронной библиотеке можно бесплатно читать книгу Шаманы северных народов России - Ольга Борисовна Христофорова полная версия. Жанр: Разная литература. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст книги на мобильном телефоне, планшете или ПК без регистрации и СМС подтверждения - knizhkionline.com.
- Автор: Ольга Борисовна Христофорова
- Жанр: Разная литература
- Дата добавления: 2 апрель 2025
- Количество просмотров: 8
- Страниц: 65
Читать книгу бесплатно «Шаманы северных народов России - Ольга Борисовна Христофорова». Краткое содержание книги:
Книга в популярной и в то же время научной форме знакомит с шаманскими традициями северных народов России. Из книги вы узнаете, кто такие шаманы, в чем их общественная роль, как проходят шаманские обряды — камлания, каковы необходимые для них атрибуты. Под обложкой — легенды о чудесах и тайны шаманских «фокусов», история знакомства российского государства с шаманством и рассказы из жизни шаманов XX века. Автор книги — Ольга Христофорова, доктор филологических наук, директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор Центра социальной антропологии РГГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
Шрифт:
Закладка:
Ольга Христофорова
Шаманы северных народов России. Железные кости, духи-помощники и полеты между мирами
Информация от издательства
В оформлении обложки использованы: иллюстрация из книги Иванова С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала ХХ в. М.; Л., 1954 (верхний бубен), а также изображение шаманского бубна Хын-оды из коллекции Российского национального музея музыки (нижний бубен).
Христофорова, Ольга
Шаманы северных народов России. Железные кости, духи-помощники и полеты между мирами / Ольга Христофорова. — Москва: МИФ, 2025. — (Страшно интересная Россия).
ISBN 978-5-00250-115-1
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Ольга Христофорова, 2025
© Оформление. ООО «МИФ», 2025
Моему учителю, исследовательнице сибирского шаманизма Елене Сергеевне Новик
Введение
«…и сказывает предстоящим, что дьявол просит жертву»
Вероятно, всем знакомо слово «шаман». Наверняка известно и слово «шаманить» — что-то вроде «колдовать», и понятие «шаманский транс». А может быть, вы слышали и выражение «шаманская болезнь», под которым обычно понимают особое психическое состояние начинающего шамана. Эти слова и стоящие за ними явления кажутся загадочными и таинственными, вызывают чувство страха и любопытства, опаски и жгучего интереса.
Как и другие яркие явления культуры, которые одновременно притягивают и пугают, шаманизм воспринимается в российском обществе в высшей степени мифологизированно. Вокруг этого явления сложилось много идей и представлений, и не все из них можно назвать верными.
Каковы самые распространенные стереотипы, связанные с понятием «шаманизм», и как же все действительно устроено?
Стереотип
Шаманизм — это древнейшая религия всех народов мира, выросшая из первобытных верований и противостоящая им тем, что в ней появляется фигура жреца (шамана). Под первобытными же верованиями принято понимать: анимизм — веру в духов, фетишизм — поклонение природным и рукотворным объектам, магию — веру в возможности человека влиять сверхъестественным образом на мир.
На самом деле
Такой общей религии — шаманизм — никогда не существовало. Религия предполагает наличие канонических текстов, догматических практик, единого пантеона богов, выделение особой страты жрецов, ответственных за толкование священных текстов и совершение ритуалов. Религия как социокультурный институт характерна для сложных обществ, в которых уже существуют производящее хозяйство (как минимум развитые земледелие и скотоводство), большие поселения, государство или предгосударственные образования, письменность. Шаманистские же верования и практики характерны для бесписьменных кочевых и полукочевых сообществ с присваивающим хозяйством, то есть для охотников-собирателей, а также для скотоводов. Верования и практики в таких сообществах вернее будет называть не религиями, а системами верований и ритуальных практик (или мифоритуальными системами). В отличие от религий, такие системы — это не отдельный культурный институт, не часть культуры, а культурная среда, в которой сообщество существует. Мифо-ритуальные системы объединяют все виды деятельности людей: экономику, медицину, право, воспитание детей и другие. Поэтому шаманов нельзя назвать жрецами, отвечающими за один вид деятельности — религию. Скорее, они — «многопрофильные» ритуальные специалисты, помогающие в сфере хозяйства, предсказания погоды, лечения болезней, решения разных других проблем. Важно, что шаманы в традиционных обществах не составляли никакой особой касты: они «шаманили» на «общественных началах», а в остальном вели то же хозяйство, что и все прочие, — были охотниками, рыбаками, скотоводами. И единого пантеона богов у разных бесписьменных народов быть не могло.
Стереотип
Шаманизм в древности был распространен во всем мире, а в наши дни сохраняется в некоторых частях света — от Северной и Восточной Азии до Южной Америки и Австралии.
На самом деле
Шаманизм — это аналитический конструкт, созданный наукой и объединивший очень разные верования и ритуалы. В действительности в разных регионах мира существовали (и существуют) значительно отличающиеся между собой мифо-ритуальные системы. Лишь некоторые из таких систем можно обозначить как шаманистские, потому что они основаны на трех «китах», базовых для шаманизма: фигуре ритуального специалиста — шамана; особом обряде — камлании, в ходе которого он общается с нечеловеческими агентами (божествами и духами); особом состоянии, делающем такое общение возможным, — шаманском трансе. Такой тип мифо-ритуальных систем характерен для Северной и отчасти Восточной и Центральной Азии, а также был распространен в Северной Америке (связанной с Северной Азией и генетически, и типологически — по типу хозяйства и материальной культуры). Лишь для этого большого региона употребление термина «шаманизм» будет правильным.
Описание шаманского обряда
Если у ково што потеряется или шаман узнает, у ково есть хорошей олень или какой зверь, то соберет людей, надевает на себе особливаго роду колчугу с побрекушками и бляхами, на коих змеиные головки, бьет в бубен, скачет около огня, крича: «Гой, гой», и предстоящие также ему подгаласничивают, а потом вытаравши глаза падает на землю хрыпя, из роту пена, по некоем време встанет, озиратся на все стороны, позевает как бутто был в великом исступлении, потом встанет и сказывает предстоящим, что дьявол просит жертву такую-то, коя и отдается[1].
Стереотип
Шаманы поклоняются дьяволу.
На самом деле
Такой стереотип появился очень давно — еще когда первые европейские путешественники-христиане столкнулись в Сибири с шаманскими обрядами и с ужасом наблюдали, как «беснуется» у костра шаман, «поклоняясь дьяволу и принося ему жертвы». Однако дальнейшее изучение верований и практик шаманистов показали, что в них нет ничего подобного. Божества и духи, с которыми «общался» шаман в ходе камланий (божества плодородия, духи местности и промысловых животных, духи болезней и т. д.), не имели ничего общество с христианским дьяволом и демонами. Более того, после знакомства с христианством многие сибирские шаманы включили в число своих объектов поклонения иконы и другие святыни. Этот стереотип повлек за собой негативные последствия для культур коренных народов Сибири — православные миссионеры уничтожали их святилища, шаманские атрибуты.
Стереотип
Шаманы — безумцы, психотики и невротики.
На самом деле
В появлении этого стереотипа также «виноваты» путешественники-европейцы, но чуть более позднего времени, когда уже распространились представления о психических заболеваниях и не всякое странное поведение воспринималось как одержимость демонами и поклонение дьяволу. Наблюдая за шаманами, впадающими во время камланий в транс и совершающими диковинные поступки, просвещенные европейцы посчитали их сумасшедшими. Этот стереотип дожил до второй половины XX века, и лишь в последние десятилетия и в антропологии, и в