Онлайн
библиотека книг
Книги онлайн » Военные » «Котёл» Хубе. Проскуровско-Черновицкая операция 1944 года - Алексей Валерьевич Исаев

Шрифт:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ... 95
Перейти на страницу:
«Тиграми», 4 «Пантерами» и 9 «Штурмгешютцами»). Это позволяет обрушиться на Давыдковцы с двух направлений. Ранним утром 3 апреля при поддержке 2 танков мотопехота полка 19-й танковой дивизии и части сил «Лейбштандарта» начинает пробиваться вглубь села с востока. Тем временем батальон мотопехоты «Лейб-штандарта» при поддержке танков обходит Давыдковцы по руслу реки Ничлавы и атакует фактически с тыла, с северо-запада. Только после этого немцам удается сломить советскую оборону в Давыдковцах, защитники городка отходят на северо-запад и на юг.

Одновременно «катящийся еж» отходящих корпусных групп армии Хубе «докатился» до коммуникаций советской 1-й танковой армии. Вечером 3 апреля III танковому корпусу ставится задача: «Следует […] быстро наступать на переправы через Днестр в Залещиках, Городнице и Устечке (здесь главные усилия) и разрушить находящиеся там мосты»[295]. Для разгрома переправ Брайт выделил 17-ю танковую дивизию.

В Залещиках к тому моменту оборонялся сводный отряд и артиллерийский заслон 1-й танковой армии в составе двух батарей 874-го ИПТАП, 358-го ЗАП[296], двух орудий 352-го ИПТАП и 3 СУ-85 1442-го самоходного артполка. Первый натиск немцев вечером 3 апреля отряду удалось отбить. В ЖБД 1-й танковой армии эти части поначалу оценивались как крупные силы противника, располагающие «сильной поддержкой танков и противотанковых орудий». Сломить сопротивление защитников переправы удалось только утром следующего дня. ЖБД III танкового корпуса повествует об этих событиях следующим образом: «17-й тд ранним утром удалось, уничтожив 2 танка и 5 ПТО противника, прорваться до южной окраины Залещиков и взорвать мост через Днестр»[297]. Точнее будет сказать, что была уничтожена понтонная переправа через реку.

Не следует думать, что отход соединений 1-й танковой армии проходил в идеальном порядке. В ЖБД III танкового корпуса в записи за 3 апреля мы находим достаточно яркую картину происходившего на переправах:

«Из полученных в следующие дни докладов различных офицеров становится ясно, что очистка Жванца от техники осуществлена не за счет ее отвода, а за счет безоглядного и бессмысленного уничтожения. […] Бездумно уничтожается сначала один, а затем второй мост в Окопах, тяжело раненных удается спасти только после личного вмешательства капитана Бонцио из штаба III тк. Часть техники штаба, казачьей роты, батальона связи, командования тыловых частей уничтожена по приказу местного руководства. Даже машины, нагруженные горючим, становятся жертвой этой безумной бойни…»[298].

Более общий план с той же «Пантерой». Хорошо видно, что брошена целая колонна техники. Невдалеке просматривается штурмовое орудие, а дальше — еще одна «Пантера» и два-три танка неидентифицируемой модели.

Последний дюйм.

Своеобразие сложившейся на вечер 3 апреля обстановки заключалось в том, что прорыв на запад на Ягельницу и далее на Чортков не означал аннигиляцию частей советского 74-го стрелкового корпуса. Они сохранили боеспособность и занимали оборону к западу от Езержан и далее по дуге до Давыдковцев, находясь на пути движения группы Шеваллери на запад. Штаб А.А. Гречко приказывал корпусу «перейти к жесткой обороне» с готовностью обороны к 5.00 утра 4 апреля. Приказ носил налет чрезвычайщины, предписывалось «артиллерию подтянуть на руках, снаряды поднести людьми, мобилизовать весь конный транспорт…»[299].

Тем временем прорвавшиеся к Ягельнице дивизии группы Шеваллери продолжали быстрыми темпами продвигаться на запад, не обращая внимания на творившееся у них на флангах и в тылу. В Ягельнице был собран танковый кулак, включавший, помимо танков 1-й танковой дивизии, штурмовые орудия, Pz. IV 7-й танковой дивизии и последние «Тигры» 503-го батальона. Однако советское командование тоже приняло решение дать бой за Чортков. Подвижная группа 9-го мехкорпуса (71-я мехбригада, 9 танков) ранним утром 4 апреля заняла оборону к северу от Ягельницы, к югу от Чорткова. В сам Чортков выдвинулись 183-я и 309-я стрелковые дивизии. Некую ценность представляла первая из них — 4728 человек на 4 апреля[300], вторая была уже изрядно потрепана. Суть борьбы за Чортков заключалась в том, что, взорвав мосты и перехватив дорогу, немцы препятствовали бы быстрому продвижению советской пехоты в промежуток между Серетом и Стрыпой.

Первая ночная атака немцев на Чортков проваливается. В истории 1-й танковой дивизии указывается: «Крупные силы пехоты противника на западной окраине Чорткова позволили передовым ротам 113-го пгрп подойти во мраке ночи на 6–10 метров. Потом из всех щелей и углов был открыт убийственный огонь всех калибров».

С утра второй боевой группе 1-й танковой дивизии удается сбить заслон 71-й мехбригады к югу от Чорткова. В итоге в город уже при свете дня пробиваются танки с пехотинцами на броне, в том числе два «Тигра», к мосту удается прорваться вдоль Серета. В 19.30 мост в Чорткове взорван. Занять город атакующим не удается, атаки отбивает 183-я стрелковая дивизия, но негативная цель, преследовавшаяся немцами, — перекрыть дорогу с востока на запад — оказывается выполненной. Нельзя не отметить, что в бой за Чортков включилась немецкая авиация извне «котла», город и мосты были атакованы «Штуками», и это подтверждается советскими оперсводками. Однако особого успеха эти атаки не имели, в истории 1-й тд походя отмечается: «Атака «Штук» на центр города и мосты не принесла большого успеха».

В то время как передовые части группы Шеваллери уже вели бой за Чортков, у них глубоко в тылу разворачиваются бои за шоссе Езержаны — Уласковицы между 74-м стрелковым корпусом и группой Бака, усиленной 20-й танко-гренадерской дивизией. Шоссе, по сути, оказывается блокированным огнем артиллерии 316-й стрелковой дивизии и 130-го ИПТАП с нависающей над ним высоты 302. Атаками 16-й танковой дивизии с востока и 20-й танко-гренадерской дивизии с юго-востока немцам в течение дня 4 апреля удается оттеснить 316-ю стрелковую дивизию от шоссе на север, к селению Залесье. 155-я стрелковая дивизия в результате этих боев оказывается изолирована в районе села Пеньки южнее шоссе. Ее положение в вечерней оперсводке корпуса характеризуется красноречивой строчкой: «Обеспеченность боеприпасами — 0»[301]. Это неудивительно ввиду того, что соединение И.В. Капрова (именно он командовал 1075-м сп 316-й панфиловской дивизии под Волоколамском) вступило в бой после 170 км марша и пыталось сдержать немцев. Имевшиеся боеприпасы были банально расстреляны.

Здесь же в Пеньках осталась блокированной 62-я танковая бригада 4-й танковой армии. На 5 апреля она еще располагала 0,2 б/к боеприпасов, горючего уже не было, 6 апреля «по донесению комбрига боеприпасов в бригаде нет»[302]. Советские части в Пеньках были деблокированы с отходом немцев за Серет. Потери 155-й стрелковой дивизии за 1–10 апреля были умеренными — 882 человека, в том числе 103 человека убитыми и

1 ... 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ... 95
Перейти на страницу: